Правительство современного Китая тщательно оберегает умы своих граждан от любого информационного влияния, не подконтрольного властям. Известно, что в КНР нет доступа к американским социальным сетям, к которым так привыкли граждане России. Иностранцы, желающие открыть свой бизнес в Поднебесной, должны знать о широком перечне ограничений из 28 направлений, с которыми можно ознакомиться на страницах официального издания Жэньминь жибао он-лайн.
Информационная закрытость страны проявляется в том, что иностранцам запрещено создавать любые новостные и информационные агентства, образовательные учреждения, редакции, издательство книг, газет, периодических изданий. Не разрешается создавать вебсайты, радио- и телевизионные компании, компании по производству кинопродукта.
Более того, российским бизнесменам и научным работникам следует иметь в виду, что в Китае запрещены социальные исследования, исследовательские институты гуманитарных и социальных наук. Как видим, руководство Коммунистической партии Китая (КПК) всерьёз опасается тлетворного влияния иностранных государств на ценности рядовых китайцев, их психологию, мышление и поведение. По сути дела, в КНР находятся под запретом социальные исследования, которые бы раскрывали отношение населения к внутренним и внешним проблемам, политическим и экономическим предпочтениям китайцев, их поддержки стратегии и тактики КПК.
С одной стороны, такая осторожность и закрытость страны является оправданной — особенно в период нынешнего противостояния с США по политическим и хозяйственным вопросам. С другой стороны, информационная закрытость порождает недоверие к Китаю со стороны прочих стран, поскольку внутренние показатели нельзя проверить из независимых источников. Вполне вероятно, что информационную капсулу может прорвать внезапно и болезненно какой-либо повод — как, например, в Белоруссии после августовских выборов, когда народ внезапно взбунтовался против Александра Лукашенко и его режима. Там тоже были неизвестны рейтинги действующего президента и его соперников (поскольку не проводились соответствующие исследования), что обернулось уличными схватками и протестами.
Пока Пекину удаётся держать ситуацию под контролем даже на фоне активных протестов в Гонконге, граждане которого привыкли к гораздо более открытому и глобализованному обществу. Но будет ли на пользу Китаю проводимая ныне политика ограниченного доступа к информации — это большой вопрос.
См. также: Рабочий день и отпуск а Китае