Вопрос о выплате россиянам безусловного базового дохода становится в отечественной экономической и политической практике всё более злободневным. Недаром за последнюю неделю о его возможном введении высказались некоторые высокопоставленные государственные чиновники (включая главу «Единой России» Д.А. Медведева). Правда, сам термин «безусловный базовый доход» для простоты был заменён на иную дефиницию — «гарантированный доход граждан», что, впрочем, не меняет сущности данного понятия.
О чём идёт речь? Попросту говоря, о введении для граждан России некоего оговоренного государством платежа, который ежемесячно или ежегодно выплачивается населению.
Многие комментаторы и СМИ не разобравшись в сути вопроса сразу же восприняли предложение о безусловном базовом доходе в штыки — дескать, опять Медведев дурит, также, как и с идеей о сокращении рабочей недели до 4 дней.
На самом деле проект введения безусловного базового дохода (ББД) уже давно витает в воздухе и многие страны его в той или иной степени уже вводили (или проводили масштабные социально-экономические эксперименты — как, например, в Финляндии, где ББД получали 2 тысячи человек в размере 560 евро в месяц). Пока концепция ББД не принята в мире полностью, но со временем, как мне представляется, будет реализована в полном объёме.
Давайте разберёмся, почему это произойдёт. Главная причина — это рыночные отношения и рост производительности труда по всему миру. Новая техника, инновации, роботизация, технологии, способы организации труда ведут к увеличению производительности. Работодатели, в погоне за прибылью, сокращают рабочие места, заменяя людей на роботов и высоко производительные механизмы. Если, скажем, в сельском хозяйстве в поле работали сотни людей, то теперь урожай собирают два-три комбайна. То же самое происходит и в промышленности. Например, если на АвтоВАЗе и смежных предприятиях тридцать лет назад работало 300 тысяч человек, то теперь в 6 раз меньше. То же самое мы видим и по многим другим сферам производства. И процесс этот набирает обороты. Не за горами беспилотные автомобили, замена охранников и продавцов на компьютеризированные устройства, вендинговые автоматы.
Эту тенденцию каждый явственно улавливает. Мы замечаем, что всё большее количество образованных и квалифицированных людей не могут найти себе достойную работу, что вызывает социальное недовольство и политически волнения. Меры по созданию новых рабочих мест оказываются неэффективными и дорогостоящими. Какой смысл государству расходовать миллиарды рублей на строительство и запуск новых предприятий, если товаров и так достаточно. А вот куда девать изготовленную продукцию — это большой вопрос. Поэтому легче просто отдать бюджетные деньги людям в каких-то разумных пределах (например, по 10 тыс. руб. в месяц), чем безрезультатно строить заводы и иметь головную боль со сбытом. К этому ещё добавляется проблема трудоустройства — неизвестно, пойдут ли на завод люди (в том числе молодёжь) за скромную зарплату или предпочтут перебиваться на зарплату (пенсию) родителей?
Выдавливание людей с рынка труда — это современная реальность и никакими мерами по переобучению или повышению квалификации её просто не решить. В то же время в головах безработных, неглупых и активных людей накапливается злость на власть имущих, на несправедливость и беспросветность. Не лучше ли просто купить спокойствие и умиротворить людей, раз уж оплачиваемая работа стала привилегией?
Да, решают власти, это неплохой вариант. Заметьте, это не благотворительность, не доброта и даже популизм. Это практическая попытка решить проблему за приемлемые деньги. Дав человеку определённую сумму средств, государство купирует его недовольство и формирует чувство заботы, локтя, справедливого подхода, понимания твоих проблем. В этом смысле ББД ничем не отличается от социальной пенсии, которую платят по инвалидности или старости.
Наконец, следует отметить, что в ряде стран, торгующих углеводородами, имеется традиция, закреплённая законом, о выплате на счёт каждого жителя некоторых сумм от продажи содержимого недр — нефти, газа, других полезных ископаемых. Россия также могла бы ввести подобную практику — о чём, кстати, ратовали представители КПРФ. Но пока российское государство на это не идёт, предпочитая иные перераспределительные схемы.
Пандемия КОВИД-19 активизировала дискуссии о введении ББД. И то что он будет введён в денежной или натуральной форме — у меня нет сомнения. Покупка общественного спокойствия и стабильности в стране за счёт гарантированного дохода, «вертолётных денег», базового безусловного дохода, досрочных пенсий или иных инструментов — дело совсем недалёкого будущего.