Последние годы были не самыми благоприятными и доверительными во взаимоотношениях России и Международного олимпийского комитета (МОК). Начиная с Олимпиады-2014 в Сочи (в этом же году на Украине свергли президента В. Януковича, а Крым присоединился к РФ), МОК стал предъявлять к нашей стране всё больше претензий — причём явно нарастающим итогом. Как из рога изобилия на нас посыпались обвинения в допинге, в подтасовках с биопробами, обвинения Родченкова, ВАДА, выводы комиссии Р. Макларена.
Публичные извинения тогдашнего главы ОКР А. Жукова и почётного президента В. Смирнова не были приняты (в отличие от внушительного штрафа в 17 млн. долл.), а очернение России и наших атлетов продолжилось с удвоенной силой. Уже через несколько лет стало очевидным, что примирения между сторонами не будет и РФ надо выстраивать новую параллельную систему олимпийского спорта (см. нашу статью от 2017 г. Российский спорт и МОК: что делать дальше).
Но, к сожалению, размежевания тогда не произошло. Российское руководство пыталось наладить отношения с МОК путём уступок, соглашаясь на выступления наших олимпийцев без гимна и флага, без национальной формы и т.д. Отстранения наших атлетов от Олимпиад стали массовыми и произвольными. Спортивный арбитражный суд мало помогал. В некоторых случаях доходило до явной издёвки — как, например, с одним из сильнейших биатлонистов мира Антоном Шипулиным, которого просто не пригласили на Олимпиаду. На недоумённый вопрос: «За что?» был получен простой ответ — МОК организация автономная, негосударственная, кого хочет, того и приглашает — как, скажем, на вечеринку или день рождения.
Но самого апогея ситуация с МОК достигла после начала специальной военной операции против Украины, начавшейся 24 февраля 2022 года. С этого момента факты дискриминации наших атлетов и российского спорта в целом посыпались как из рога изобилия. МОК, подобно ряду недружественных стран, занял по отношению к РФ явно враждебную и бескомпромиссную позицию. Руководство России сначала заявило о выходе из состава ПАСЕ, потом задумалась об аналогичном шаге по отношению к Всемирной торговой организации и МОК.
Поскольку перспективы выступлений наших и белорусских атлетов (а также спортсменов из непризнанных Западом ДНР, ЛНР, Южной Осетии, Абхазии и других республик) под эгидой МОК становятся всё более очевидными, России следует призадуматься над такими важными темами, как:
- роль и значение Олимпийского комитета России (ОКР) в современной спортивной практике;
- перестройка олимпийского образования (в том числе Российского международного олимпийского университета);
- прекращение деления российского спорта на олимпийские и неолимпийские виды спорта.
Воленс-ноленс нам придётся активно решать эти вопросы, подобно тому, как власти РФ взялись за ликвидацию Болонской образовательной системы, выстраивание собственной национальной и международной системы большого спорта. Президент Белоруссии Александр Лукашенко совершенно правильно заявил ещё в сентябре 2019 года — могли бы свои Олимпиады проводить.
Видимо, наши спортивные и политические власти всё ещё надеются на возврат прежних отношений с МОК и Международными спортивными федерациями. Напрасно. Нам необходимо работать в направлении создания своего спортивного движения, в противовес западному, со своими правилами, судами, федерациями, коммерческими и некоммерческими соревнованиями.
С моей точки зрения центральное место в новой международной спортивной конфигурации должен занять ОКР, который будет преобразован из «филиала МОК» в главную организационную и управленческую структуру, противостоящую недружественным странам и их объединениям.