В современных условиях комфортной жизни мы стали забывать, что когда-то в учебных заведениях были небольшие тюрьмы, холодные камеры, в которые помещались нерадивые ученики и студенты, отличавшиеся плохой дисциплиной или непочтением к преподавателям. Великий организатор российской науки и отечественной системы образования Михайло Ломоносов не раз оказывался в карцере из-за собственного мнения и «излишних» знаний.
Владимир Иванович Даль в Толковом словаре живого великорусского языка, вышедшего в свет в 1860-е годы, указывает: Карцер (лат.) — арестантская учебных заведений, тюремка (Т.2, с.94).
Этимология (происхождение) слова «карцер» такова. Как ни странно, это имя собственное, которое со временем стало общеупотребительным словом — наподобие того, как имя ирландца Ириша Хулигэна и членов его неспокойной семьи постепенно стало нарицательным для хулиганов всего мира.
Так вот, Карцером называлась государственная тюрьма в Древнем Риме, находившаяся на восточном склоне Капитолия. В течение почти 700 лет, начиная с 3-го века до новой эры, в ней содержались осуждённые до момента исполнения смертного приговора. Для этой цели служила подземная часть тюрьмы, построенная ещё при Сервии Туллии, где смертников чаще всего удушали, реже закалывали мечом (Словарь античности: пер. с нем. 1993, с.252).
Латинский язык и историю изучали во всех учебных заведениях Европы и России. Из этих анналов перекочевал в учебную повседневность и термин «карцер«. Учащихся не только сажали «в холодную», но и пороли за различные проступки. В учебных заведениях России часто вывешивались изречения: «Розга ум вострит, разум возбуждает и злую волю в благо превращает«. Розги и карцер считались очень действенной мерой воспитания.
Справедливости ради надо сказать, что карцеры были распространены не только в учебных заведениях, но и в тюрьмах России, на гауптвахтах и иных узилищах. Обычно карцерами называли особо некомфортные камеры — сырые, холодные, со скудным питанием.