Производство спортивных товаров и амуниции – сравнительно молодая отрасль промышленности. До начала ХХ века товары для спорта производили небольшие кустарные мастерские и малые предприятия. Массового производства спортивных товаров практически нигде не было из-за небольшого спроса и незначительной численности спортсменов.
Ситуация на рынке спортивных товаров начала динамично меняться к 1930-1940-м годам, когда стал активно развиваться не только профессиональный, но и массовый спорт. К тому времени практически все развитые страны мира включили физическую подготовку в школьные образовательные программы, повсеместно стали строить стадионы, бассейны и другие спортсооружения, усилили свою работу спортивные СМИ. Количество людей, занимающихся спортом, выросло за 2-3 десятилетия в несколько раз. Так, например, если в бывшем СССР в 1940 г. насчитывалось 5,3 млн. физкультурников, то к 1960 г. их число увеличилось до 28,7 млн. Количество стадионов в стране за этот же период выросло с 378 до 2000.
Для возрастающей массы физкультурников и спортсменов всех уровней требовалась в необходимых объемах одежда, обувь, инвентарь. Для технических видов спорта нужны были особым образом переоборудованные велосипеды, мотоциклы, автомобили, стрелковое оружие.
Стремление к постоянному улучшению спортивных результатов подталкивало атлетов к поиску новых форм одежды и обуви, которая по своим техническим и функциональным характеристикам в наибольшей степени соответствовала потребностям того или иного вида спорта. Для футбола были необходимы бутсы, которые способны выдерживать высокую ударную нагрузку, давать хорошую устойчивость на поверхности поля, быть удобными и травмобезопасными. Для легкоатлетов и бегунов требовались особые шиповки, которые должны были быть легкими, прочными, защищать стопу от растяжений, обеспечивать надежное сцепление с беговой дорожкой.
Многие гиганты современной спортивной индустрии – такие компании, как Nike, Reebok, Adidas, Puma начинали с того, что пробовали сконструировать и изготовить образцы обуви для спортсменов (см. рис.1).
Так, владельцы мастерской по пошиву обычной обуви Адольф и Рудольф Дасслеры решили в 1920-х годах переключиться на изготовление специальной спортивной обуви. Известность пришла к Дасслерам в конце 20-х годов. Уже на Олимпийских играх 1928 года в Амстердаме некоторые спортсмены носили обувь, сшитую братьями Дасслерами. На Олимпиаде 1936 года в Берлине Джесси Оуэнс в кроссовках Дасслеров завоевал 4 золотые медали. После окончания второй мировой войны каждый из братьев основал собственную компанию – Адольф учредил Adidas, а Рудольф – фирму Puma.
С изготовления спортивной обуви начал свою деятельность и другой крупнейший производитель спортивных товаров – компания Reebok. Ее основатель – Джозеф Фостер – начинал свой бизнес с изготовления шипованных туфель для бега в начале ХХ столетия. Тогда его компания называлась «J.W.Foster& Sons», где вручную изготавливали обувь для легкоатлетов. Первоначально обувь изготавливалась на заказ, индивидуально для каждого спортсмена. Бегун очерчивал контур своей ступни на бумаге и посылал след в мастерскую Фостера, где Джозеф вместе с сыновьями изготавливал пару шипованной обуви, учитывая индивидуальные особенности ноги атлета. Фостеровское нововведение совершило революцию в легкой атлетике и значительно повысило спортивные достижения. Его модели «Foster Deluxe Spike» и «Flyer» оставались одними из лучших шиповок на протяжении нескольких последующих десятилетий.
С годами в спортивной индустрии стала оформляться тенденция следующего характера: вначале самые лучшие, дорогостоящие и качественные спорттовары изготавливались для элитных атлетов (подчас в единичных экземплярах), затем проходили апробацию в условиях экстремальных нагрузок, а затем, при благоприятных отзывах, начинали изготавливаться для массового потребителя (см. рис.2).
При этом цена на эксклюзивные товары начинает быстро снижаться, так как массовое производство предполагает автоматизацию большинства технологических процессов. Издержки на производство единицы товара при значительном спросе начинают динамично снижаться, и новые спортивные товары становятся доступными по цене большинству покупателей.
Использование спорта высших достижений как испытательного полигона и средства постоянного совершенствования модельного ряда продукции особенно хорошо заметно на примере автопроизводителей. Такие автомобильные концерны, как BMW, Audi, Renault, Toyota финансируют участие своих команд в гонках Formula-1 и других престижных соревнованиях. В экстремальных условиях гонок и многодневных ралли выявляются сильные и слабые стороны новых технологий и конструкционных материалов, топлива и моторных масел, различных моделей шин, систем безопасности водителя и пассажиров. В жесточайшей конкуренции разных производителей выявляются лучшие модели двигателей, подвесок, систем устойчивости, амортизации и навигации транспортных средств.
Профессиональный спорт в современных условиях становится не только испытательным полигоном для различных технических и технологических инноваций, но и одним из главных предъявителей спроса на нововведения. Спортсмены и тренеры понимают, что только за счет инноваций удастся значительно улучшить имеющиеся результаты, оставить за спиной на какое-то время всех соперников. Поэтому их инновационный поиск используется промышленниками и бизнесменами для получения новых конкурентоспособных моделей и образцов. Объединяя научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в единый комплекс с массовым производством, передовые предприятия спортивной индустрии постоянно совершенствуют свою продукцию, не давая конкурентам опередить себя. Только так в условиях современного рынка достигается и сохраняется лидерство.
Но не только функциональные свойства спортивных товаров составляют ныне конкурентные преимущества тех или иных торговых марок. Конечно, для спортивной одежды, например, очень важны такие характеристики как активная вентиляция, полное впитывание влаги, антибактериальные и антишоковые свойства, защита от ультрафиолетового излучения, комфорт, износоустойчивость. На первый план все более уверенно выдвигается такой параметр, как дизайн, художественное и стилевое оформление спортивных товаров. Уже явно недостаточно для спортивной продукции быть просто качественными и надежными изделиями. Потребители ныне предъявляют спрос на стильные и модные товары, заявленные дизайнерскими домами как модели года. Спортивные товары, таким образом, становятся не только предметами, облегчающими занятия спортом, но и важными стилевыми и имиджевыми товарами, демонстрирующими статус и социальное положение людей.
О модных тенденциях в спортивной индустрии мы подробнее поговорим ниже; сейчас лишь констатируем, что спорт и спортивные товары все шире проникают в жизнь людей, выходят за рамки только лишь двигательной активности и здорового образа жизни. Они дают возможность людям самим становиться более конкурентоспособными, вводить инновации в собственную жизнь, в жизнь своих детей и близких.
скажите,пожалуйста, какая спциальность у производителей спортивных товаров. т.е на кого учиться надо, чтобы работать над созданием спортивной экипировки? заранее спасибо.
Специальности могут быть разными, в зависимости от того, над чем работает специалист — над дизайном изделия, его прочностными, весовыми, биомеханическими свойствами, составом, аэродинамическими свойствами и т.д. То есть можно быть математиком, специалистом по моделированию, биохимиком (или биофизиком), дизайнером, маркетологом.