Одной из отраслей спортивного бизнеса являются специализированные СМИ – газеты, журналы, спортивные телеканалы и радиостанции, интернет-ресурсы. Их основная задача состоит в удовлетворении потребностей любителей спорта в получении оперативной и достоверной информации о мире любительского и профессионального спорта, о текущих и предстоящих соревнованиях, о громких победах и досадных поражениях.
Огромные массы болельщиков, спортсменов, тренеров постоянно нуждаются в новостной, аналитической, прогнозной, критической, курьезной и прочей информации, связанной со спортом и околоспортивной жизнью. Широкой зрительской и читательской аудитории интересно все: личная жизнь спортивных звезд, трансляции со спортивных арен, комментарии авторитетных лиц, мнения экспертов, величина заработков знаменитых атлетов и тренеров. И даже громкие скандалы, связанные с допингами и договорными матчами, приковывают к себе внимание миллионов людей во всем мире.
Исторически первыми появились печатные СМИ – газеты и журналы. Вначале большинство из них носило общий характер и затрагивало обширный круг политических, экономических и социальных проблем. Затем стали появляться специальные рубрики и издания, полностью посвященные физической активности и спорту.
Несколько позднее, с развитием технического прогресса, появляются радио и телевидение. Первые прямые радиорепортажи стали проводиться с начала 1930-х годов, а после второй мировой войны прямые трансляции со спортивных арен стали вести телевизионные компании.
Быстрое развитие глобальной сети интернет вызвало в 1990-х годах своеобразную революцию во всех видах СМИ – в том числе и спортивных. Работники спортивных редакций газет и журналов столкнулись с новыми тенденциями рынка: печатные издания стали понемногу терять свои тиражи, а читатель смещаться в виртуальное пространство интернета.
В связи с этим явлением оформились два новых направления развития спортивных СМИ:
1. действующие офлайновые СМИ начали обзаводиться собственными интернет-ресурсами;
2. в интернет стала зарождаться и активно развиваться отрасль спортивных СМИ нового поколения, способная не только максимально быстро доставлять информацию читательской и зрительской аудитории в любое время суток, но и обеспечивать двустороннюю коммуникацию, значительно расширять потребительский выбор.
Качественный скачок, связанный с развитием интернета, напрямую затронул и электронные СМИ. Появилось, помимо эфирного и кабельного, интернет-телевидение, которое обладает огромным потенциалом работы в режиме «TV—On—Demand» («по запросу», когда зритель сам выбирает тематику и содержание передач). Своими интернет-ресурсами обзавелись и все значимые радиостанции, расширившие тем самым свои возможности и укрепившие конкурентоспособность.
В современных спортивных СМИ происходит определенная интеграция видов деятельности и бизнеса. Если два-три десятилетия назад газеты в основном специализировались на новостных блоках и помещали на своих страницах фотографии о прошедших спортивных событиях, то ныне газеты на своих веб-ресурсах ведут репортажи и комментарии в онлайн режиме, составляя, таким образом, конкуренцию радиостанциям. В свою очередь, радиостанции и телеканалы используют на своих сайтах и порталах текстовую информацию и баннерную рекламу, чего раньше никогда не было. Более того, электронные СМИ подчас создают свои офлайновые журналы, в которых дублируют многие видеопрограммы, интервью со спортсменами, тренерами и менеджерами клубов. Такие «офлайновые приложения» TV и радиостанций нашли своего потребителя на рынке.
Следует также отметить, что практически все спортивные СМИ используют на своих веб-ресурсах такие инструменты многосторонней коммуникации как чаты, форумы, интернет-рассылки, маркетинговые и социологические опросы целевой аудитории. Нередко в структуру сайтов включаются такие инструменты BTL-поддержки бизнеса как конкурсы, пробы продуктов и розыгрыши призов. Все делается для того, удержать имеющихся потребителей и привлечь новых любителей спорта.
Интересно, что на этапе зарождения онлайнового спортивного бизнеса газеты и журналы пытались просто дублировать материалы печатных изданий на интернет-ресурсах. При этом издатели находились в затруднительном положении, так как их бизнес строился на продаже информации на бумажных носителях через розничную сеть. Теперь же возникла дилемма: выставлять в интернете материалы полностью и фактически бесплатно (компенсируя затраты за счет баннерной рекламы) или давать ее в усеченном варианте, в виде анонсов, что несомненно, ведет к снижению читательского интереса и снижению посещаемости интернет-ресурса.
Возможен также вариант доставки газеты или журнала в электронном виде по оформленной подписке. При этом гарантируется своевременная и оперативная доставка издания, снижение платы за безбумажную форму и отсутствие расходов на почтовые услуги. Достоинством такого способа является также то, что издание не может быть похищено или испорчено.
Что же касается содержательной части онлайновых и офлайновых изданий, то их простое дублирование себя не оправдало. Интернет-аудитория – а это в основном наиболее образованные и «продвинутые» люди – желают большего. Они хотят получить по интересующей их тематике наиболее интересный и полный материал, включая видеоизображения, звук, архивные файлы, комментарии. Поэтому современные спортивные СМИ широко используют возможности гиперссылок, то есть переадресации пользователей на соответствующие ресурсы, содержащие необходимые сведения.
Большую роль играет также внешний вид и навигация интернет-сайта. Проведенные на эту тему исследования показали, что заходя на сайт, пользователь в течение 0,5 –1 сек определяет, нравится он ему или нет. Большое значение для продолжения знакомства пользователя с ресурсом имеет также навигация и продолжительность загрузки. И хотя последняя причина становится все менее актуальной по причине распространения широкополосного доступа в Сеть и повышения скорости передачи данных, в мире еще достаточно много пользователей «медленного» интернета.
Рассматривая проникновение IT–технологий в спортивные СМИ, нельзя не отметить и такой важнейший феномен как все более массовое участие болельщиков в производстве спортивной информации. Ныне каждый желающий может без проблем организовать в Сети собственный веб-сайт, вести публичный дневник (блог), помещать видео и фотоматериалы. Болельщики создают неофициальные сайты команд и виртуальные фан-клубы, обмениваются впечатлениями на форумах и чатах, пишут статьи аналитического и критического характера. Любители спорта в таких случаях выступают не столько в качестве пассивных зрителей и читателей, потребляющих произведенную СМИ информацию, но и сами становятся добровольными корреспондентами, журналистами и комментаторами.
В ближайшее десятилетие бизнес спортивных СМИ претерпит, по всей вероятности, большие изменения. Интернет не знает государственных границ и больших географических расстояний. Болельщики, спортсмены и тренеры могут теперь оперативно получать любую информацию, касающуюся спорта из самых разных источников и уголков земли. Скорость и разнообразие мнений формируют новое качество спортивной информации и конкуренции между СМИ, способствуют быстрому развитию новых форм распространения данных, способов общения с читателями и зрителями.