Современная фитнес-индустрия находится в процессе постоянного развития. В условиях быстро меняющегося спроса и повышения требовательности клиентуры, в атмосфере жесткой конкуренции за потребителя и долю рынка, фитнес-клубам приходится вести напряженную каждодневную борьбу за повышение качества и снижение себестоимости производимых услуг. Любое ослабление борьбы, самоуспокоенность и благодушие наказываются рынком. За счет новых идей, технологий, маркетинговых ходов конкуренты стремительно уходят вперед, и догнать их не всегда представляется возможным.
Ведущим фактором обеспечения конкурентоспособности на рынках двигательной активности является персонал – образованный, квалифицированный, хорошо знающий состояние дел в своей отрасли, а также идеи и технологии, применяемые компаниями-конкурентами. Отобрать такой персонал, обучить, воспитать и переподготовить – задача первостепенной важности для всякой компании. Особую роль при этом играет специальная и психологическая подготовка сотрудников, которые работают в постоянном контакте с клиентами – конечными потребителями фитнес-услуг. Для того, чтобы стать высококвалифицированным специалистом в области фитнеса, недостаточно любить свое дело и уметь двигаться. Недостаточно хорошо знать теорию физического воспитания и иметь за плечами опыт спортивных тренировок и выступлений. Важнейшие качества фитнес-инструкторов – умение преподавать, быть доброжелательными и понимающими наставниками, в тонкостях знать не только профессиональные дисциплины, но и психологию общения, налаживания дружеских отношений. Важны также толерантность, терпимость к нестандартному поведению клиентов, умение гасить конфликты на стадии их зарождения.
Очевидно, что с высокими профессиональными знаниями и умениями люди не рождаются. Они появляются в результате ежедневных тренировок, постоянного обучения, общения с клиентами и коллегами. Именно этот процесс – обучения и самообучения сотрудников, который проходит в систематизированной форме (профессиональное обучение) или в процессе повседневной работы – делает обычных работников профессионалами высокого класса, для которых фитнес – не просто средство зарабатывания денег, а смысл жизни. Выполняя свои должностные обязанности с душой, со знанием дела, работники фитнес-клуба не только приносят повышенные доходы в общую копилку, но и получают от своего труда немалое моральное удовлетворение.
Эти два фактора – деньги и моральное удовлетворение от работы – являются движущей силой постоянного совершенствования. Именно этот аспект – достижение высоких результатов в работе обученных и образованных сотрудников, интересует организаторов фит-бизнеса в первую очередь. При этом владельцы бизнеса всегда мысленно взвешивает на незримых весах затраты, связанные с обучением персонала и выгоды, приносимые качественно подготовленными работниками (см. рис.1).
Выгоды, получаемые владельцами фит-бизнеса от обучения персонала, весьма велики. Обучающиеся сотрудники в процессе переподготовки и модернизации имеющихся знаний усваивают новые формы работы с клиентами, знакомятся с инновациями в сфере организации фит-бизнеса, обновления технических средств, с усовершенствованными оздоровительными и омолаживающими методиками. Помимо этого, в ходе проведения теоретических занятий, тренингов, мастер-классов и семинаров работники фитнес-клубов общаются между собой, приводят факты из личного опыта, генерируют новые идеи, дискутируют. Итогом переподготовки и обмена опытом становится повышение эффективности и дисциплины труда, улучшение качества предоставляемых клиентам услуг, рост конкурентоспособности фит-бизнеса.
В то же время владельцам фитнес-клубов не следует забывать о затратах и рисках, сопутствующих процессу переобучения и инвестициям в персонал. Известно, что не всегда теоретически правильно выстроенная схема вложений средств в обучение персонала дает ожидаемые положительные эффекты. Зачастую на каких-то ее этапах происходят незапланированные сбои и потери – например, уход подготовленных за счет фитнес-клуба сотрудников к конкурентам или открытие ими собственного бизнеса (см. рис.2).
Не всегда очевидна также трансформация полученных умений и знаний в новые подходы и идеи; здесь многое зависит от личностных качеств обучаемых сотрудников (обучаемость, креативность, творческое переосмысление знаний), от их интереса и желания учиться, а также от возможности реализовать на практике задуманное (т.е. от соответствующих условий и микроклимата в коллективе).
Иными словами, организаторам фит-бизнеса при принятии решения о подготовке и переподготовке персонала приходится действовать селективно с целью минимизации рисков возможных финансовых и кадровых потерь. На этой чаше весов (затрат и рисков – рис.1) лежит высокая стоимость обучения, нецелевая или некачественная подготовка персонала, слабая обучаемость сотрудников или их незаинтересованность в получении новых знаний и умений. Стремясь минимизировать данные риски, работодатели пытаются обезопасить себя следующими мерами:
· Стараются принимать на работу сотрудников с высокими базовыми знаниями, умениями (опытом) и уровнем образования. Собственные затраты фитнес-клуба на подготовку и переподготовку персонала в этом случае сокращаются;
· Активно содействуют самоподготовке и самообучению персонала – предоставляют специальную литературу, компьютеры, учебные видеоматериалы, выделяют денежные средства на профессиональные конкурсы и научно-практические конференции;
· Взыскивают с работников затраченные на обучение и переподготовку суммы в случае их досрочного увольнения;
· Организуют систему коучинга (от англ. coaching – наставничество) и стажировки с целью вторичной передачи знаний и навыков от подготовленного сотрудника к другим работникам фитнес-клуба.
Несмотря на существующие риски и определенное недоверие (как к собственным работникам, так и учреждениям образования), работодатели все же идут на затраты по подготовке и переподготовке своего персонала. Этот выбор связан с тем, что у владельцев фитнес-клубов по сути дела нет иного пути в деле постоянного совершенствования сотрудников и адаптации бизнеса к меняющимся условиям рынка. Экономия на обучении персонала приводит в среднесрочной и долговременной перспективе к застою в работе, излишнему консерватизму, узости мышления и нежеланию что-либо менять. Все это чревато утратой конкурентоспособности и банкротством.
В современной практике передовых фитнес-клубов существует традиция закладывать расходы на переподготовку кадров уже на стадии бизнес-планирования и формирования стратегии развития компании. Постоянное обучение сотрудников и переподготовка персонала изначально становится частью корпоративной культуры и философии бизнеса фитнес-клуба, гармонично вливаясь в текущую работу, становясь неотъемлемым элементом повседневной деятельности.
Как правило, процесс совершенствования знаний и умений сотрудников осуществляется в виде внешнего и внутреннего обучения. К внешнему относится любой вид обучения, производимый сторонними организациями в клубе-заказчике или за его пределами. Подготовкой или переподготовкой фитнес-инструкторов и административного персонала занимаются крупные фитнес-клубы, консалтинговые компании (которые зачастую являются подразделениями сетевых клубов), а также отдельные бизнес-тренеры. Длительность курсов обучения варьируется в широких пределах – от нескольких часов до нескольких лет. Программы и уровни переподготовки также довольно разнообразны. Так, например, «Академия Фитнеса» предлагает всем желающим пройти очное обучение по программам:
· Инструктор тренажерного зала
· Персональный тренер
· Инструктор аква-аэробики
· Инструктора степ-аэробики
· Инструктор классической аэробики
· Инструктор силового тренинга
· Инструктор танцевальных направлений
· Инструктор пилатес
· Инструктор тай-бо
· Инструктор детского фитнеса
Для инструкторов тренажерного зала обучение проводится по следующим градациям:
1 уровень — «basic» (базовый) – это базовые инструкторские знания и навыки для профессионального старта в выбранном направлении фитнеса. Обучение рекомендуется лицам, имеющим среднее (полное) общее, среднее и (или) высшее профессиональное образование, не имеющим практического опыта работы и инструкторам с непродолжительным опытом работы. После успешной сдачи экзаменов выдается сертификат Академии Фитнеса о прослушивании курса и получении всех необходимых знаний и навыков по выбранному направлению
2 уровень — «intermediate» (средний) – рекомендуется лицам, имеющим среднее или высшее профессиональное образование в области физической культуры и спорта и (или) спортивную квалификацию, а так же прошедшим семинары уровня «BASIC» и инструкторам с опытом работы в области фитнеса не менее 2 лет. После успешной сдачи экзаменов выдается сертификат Академии Фитнеса об окончании курсов, которым удостоверяется право на ведение инструкторской деятельности по выбранному направлению.
3 уровень — «advanced» (продвинутый) – это интересные, «свежие» идеи, инновационные методики преподавания. Обучение данного уровня рекомендуется лицам, имеющим среднее или высшее профессиональное образование в области физической культуры и спорта и (или) спортивную квалификацию, лицам прошедшим уровень «Intermediate» и инструкторам с опытом работы в области фитнеса не менее 3 лет.
Внешнее обучение фитнес-клубы, как правило, дополняют внутренней системой совершенствования знаний и навыков. Для этого используются такие инструменты, как ученичество, наставничество, совмещение рабочих мест, расширение зон обслуживания, ротация сотрудников. Применяясь в едином комплексе с механизмами аттестации и периодической проверки знаний, общая система переподготовки кадров приносит позитивные плоды в виде улучшения результатов экономической деятельности фитнес-клубов, повышения сплоченности и конкурентоспособности трудовых коллективов.