Итак, выше мы отметили, что наиболее удачными и прагматичными идеями для будущего бизнеса будут те, которые связаны с динамично развивающимися рынками. Если прирост спроса на таких рынках превышает 10-12% в год, то это хороший вариант, который станет предпосылкой для предстоящей предпринимательской деятельности.
Какие же рынки являются растущими и интересными с точки зрения бизнеса в России? Обозначим некоторые имеющиеся тенденции, подтвержденные наблюдениями и статистикой.
Опережающий рост числа пользователей интернетом в нашей стране. За последние годы численность интернет-пользователей в России возросла почти наполовину. Особенно значительный прирост мы получили за последние три года. Так, по данным Левада-Центра, проводившего обследования в октябре 2012 года [1], количество людей, пользующихся интернетом дома и на работе ежедневно, возросла с 26 до 37%. В то же время число лиц, никогда не пользовавшихся интернетом, за этот же период упало с 57 до 41%.
При этом уверенно подрастает число тех людей, которые обращаются в интернет за поисками нужной информации, для развлечения и общения, за новостями и покупками.
Из отмеченной нами тенденции можно почерпнуть отличные бизнес-идеи, которые могли бы принести неплохие доходы по целому спектру направлений – в части создания тематических сайтов, интернет-магазинов, онлайновых журналов и новостных ресурсов (особенно местного характера). Будут пользоваться спросом услуги веб-дизайнеров, изготовителей сайтов, контент-менеджеров, оптимизаторов продвижения ресурсов, программистов, веб-маркетологов, рекламщиков, редакторов сайтов. Причем спрос будет предъявляться как на штатных сотрудников, так и на аутсорсинговые услуги по указанным направлениям.
Рост рынков строительства жилья и ремонта недвижимости. За годы развитого социализма россияне сильно поотстали от развитых европейских стран по уровню жизни. Небольшие малогабаритные квартиры и коммуналки теперь не устраивают многих наших соотечественников, доходы которых прилично выросли. Новый тренд на рынке, который начался с конца 90-х годов – строительство нового жилья, ремонт старых квартир, переоборудование жилых помещений в торговые точки и малые предприятия из сферы услуг.
Соответственно, те сферы, которые напрямую связаны со строительным и ремонтно-реконструкционным бумом, будут чувствовать себя лучше многих других отраслей экономики. Торговля напольными покрытиями, красками, керамической плиткой, декором, стеклопакетами, входными и межкомнатными дверями, светильниками и прочими аналогичными товарами будет некоторое время более выгодным из-за растущего спроса.
То же самое можно сказать о малом бизнесе, специализирующемся на установке сантехники, электропроводке, монтажных и отделочных работах.
Нарастание численности новорожденных. За истекшие несколько лет мы стали свидетелями динамичного роста числа родившихся младенцев в нашей стране. Меры правительства по стимулированию рождаемости дали свои плоды. Положительно также сказалось общее улучшение в экономике России и стабилизация социальной жизни.
Учитывая данную долгосрочную тенденцию, можно прогнозировать, что в ближайшие годы будут востребованы товары и услуги, связанные с детьми младшего и среднего возраста. Молодым семьям нужны будут коляски, детская одежда и обувь, игрушки, питание, аксессуары, обучающие и развивающие программы, заведения дошкольного типа и частные детские сады. Востребованы будут домашние воспитатели и домработницы, специализированные детские лагеря отдыха и пансионаты.
Увеличение численности людей старшего возраста. Население России и многих других стран быстро стареет. Людям старшего возраста требуются услуги по уходу, медицинскому обслуживанию, социальной поддержке, лечебной физкультуре, организации досуга. Трудности современного бизнеса в этой категории граждан заключаются в низкой платежеспособности многих пенсионеров и неразвитости социальной инфраструктуры.
Однако не все пожилые люди имеют скромный достаток. И среди пенсионеров есть состоятельные граждане. Кроме того, некоторые муниципальные и государственные программы, направленные на поддержание этой категории людей, могут обеспечить достаточную рентабельность предпринимательству в этой сфере.
По аналогии с отмеченными нами тенденциями каждый начинающий бизнесмен может выделить привлекательный растущий рынок и связать бизнес-идею с работой на нем.
При этом необходимо помнить, что даже на растущих рынках конкуренция существует и может быть достаточно высока – в том числе за счет поступления на данный рынок иностранных товаров или игроков из других стран. Поэтому еще раз подчеркнем, что удачная бизнес-идея – необходимое, но не достаточное условие для успешного развития собственного дела.
1. http://www.levada.ru/12-11-2012/57-rossiyan—polzuyutsya—internetom