Создание и юридическое оформление предприятия в любой из рассмотренных нами выше организационно-правовых форм – только часть дела, причем не самая большая и творческая. Безукоризненно оформленные права собственности, уставные документы, привлекательные офисы и торговые залы, хорошая производственная база – все это важная составляющая бизнеса, его инфраструктура, но все же не несущая конструкция.
Центральным элементом и платформой любого бизнеса являются клиенты, покупатели, потребители – то есть все те участники рынка, которые готовы вступать в коммерческие контакты с вновь созданным предприятием, заключать с ним сделки купли-продажи на взаимовыгодной основе. Именно потребители обеспечивают индивидуальным предпринимателям и предприятиям денежный поток, который приносит прибыль.
Возникает естественный вопрос, как привлечь внимание потребителей, как заявить о себе, проинформировать о своем существовании, о предлагаемых товарах и услугах? Это далеко не праздный вопрос, так как в конкурентной экономике все потребители уже пользуются чьими-то товарами и услугами, имеют устоявшиеся предпочтения, привычки, модели поведения. Люди консервативны и не хотят самопроизвольно менять структуру своих покупок. Зачем, спрашивают они себя, покупать новый неапробированный товар, когда есть узнаваемый брэнд, который зарекомендовал себя с самой лучшей стороны?
Именно этот консерватизм является порой серьезным психологическим препятствием для покупки и апробирования нового продукта. Экономическая действительность такова, что семь из десяти новых продуктов, вышедших на рынок, перестают производиться и продаваться в ближайшие два-три года. За этот же период до 60% вновь созданный малых предприятий прекращают свою работу из-за низкого спроса, высокой конкуренции и недостаточной рентабельности бизнеса.
Как видим, проблема привлечения клиентуры для вновь создаваемого бизнеса становится задачей №1. На начальном этапе надо мотивировать потребителей сделать первый шаг – совершить пробную покупку. После этого можно решать вторую задачу – сделать новых покупателей постоянными клиентами.
В современном бизнесе для этих целей используется реклама. Без рекламы успешная коммерческая деятельность не может состояться, так как в настоящее время рынки предлагают потребителю большое изобилие товаров, а сбыт происходит в условиях жесткой конкуренции. Таким образом, чтобы отдельному предпринимателю, организации или компании-производителю продать свою продукцию, им необходимо вступить в конкуренцию между собой и попытаться выиграть борьбу за потребителей. В таких условиях нужно добиться, чтобы покупали именно твой товар, услуги или информацию. Незаменимым инструментом реализации этой важнейшей задачи является реклама.
Что же собой представляет реклама? Реклама – это распространяемая в любой форме и с помощью любых средств информация о физических и юридических лицам, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим лицам, товарам, идеям и начинаниям и способствовать их реализации.
Всякая реклама начинается с планирования (см. рис.1). Вначале рекламодатель формулирует цели рекламы, то есть что должно быть достигнуто в результате проведения рекламной компании, − повышена известность фирмы или организации (ее торговой марки), увеличено количество продаж или прибыль?
На этой стадии, которую иногда называют фазой кодирования, происходит выработка концепции рекламы. Цели рекламы в основном определяются фирмой-рекламодателем. Рекламные обращения часто создаются специально привлекаемыми рекламными агентствами.
После того, как цель сформулирована, осуществляется подбор рекламного обращения (2 стадия) и выбор средств информации (3 стадия), через которые будет осуществляться контакт с целевой группой. Например, рекламодатель решает осуществить рекламное обращение к потенциальному потребителю в словесной форме. Для этого необходимо так составить рекламное обращение, чтобы оно было кратким (в целях экономии рекламного времени, а значит и денежных средств) и запоминающимся. Естественно предположить, что наилучшей формой обращения к целевой группе со словесной информацией является радио.
Далее, на 4 стадии, планируется, сколько раз рекламное обращение должно контактировать с целевой группой (например, 5 раз в течение 10 дней в прайм-тайм на таком-то канале телевидения). И на заключительной 5 стадии планируется определенное изменение предпочтений потребителей, увеличение известности фирмы или рост количества продаж.
В современной экономической практике нередко бывает так, что из-за перенасыщенности рекламой информационного пространства реклама может не восприниматься целевыми группами. Как мы отмечали выше, большая часть новых товаров поступивших на рынок, вскоре перестают выпускаться, не находя достаточного спроса и не выдерживая конкуренции. Основных причин тому две: либо недостаточно рекламы, либо имеет место ее слабая эффективность на фоне интенсивной рекламы прочих товаров и услуг.
Английскими исследователями во главе с проф. Дж. Рейнером был проведен такой эксперимент. Встроив миниатюрную видеокамеру в очки, ученые снабдили такими очками нескольких покупателей. Очки фиксировали все, что попадало в поле зрения человека во время похода по магазинам или поездки на работу. А вечером участников опыта расспрашивали, что они видели в течение дня. Выяснилось, что из виденных на улице рекламных щитов и обращений замечается лишь 1%.
Это весьма негативный факт для тех производителей и компаний, которые затратили массу времени и финансовых средств на подготовку и продвижение нового, качественного продукта, который так бесславно заканчивает свой недолгий путь. И это не говоря о денежных затратах, которые вместо потенциальных прибылей приносят сплошные убытки.
Избежать развития событий по негативному сценарию индивидуальные предприниматели и компании пытаются при помощи рекламы, которая подразделяется на несколько основных видов. Одной из наиболее распространенных классификаций рекламы является классификация на основе применяемых средств информации. С этой точки зрения различают классическую рекламу, рекламу в местах продажи, директ-мейл (почтовую рекламу) и рекламу в новых средствах информации.
Чаще всего используется классическая реклама (на радио, телевидении, в газетах и журналах), а также посредством новых гаджетов и технических средств – через мобильные телефоны, видеотабло, компьютерные сети. Реклама данных типов в основном является односторонней, так как коммуникация происходит здесь чаще всего в одном направлении – рекламное обращение адресуется широкому спектру потребителей, отклик которых фиксируется по изменению числа покупок.
Реклама в местах продажи (POS-реклама, от англ. Point of Sales) в широком смысле включает в себя не только прямые призывы купить товар, но и промо-акции, сэмплинг-мероприятия, использование дисплей-материалов (стикеров, плакатов, указателей, вывесок), ростовых кукол и инструментов Indoor TV (внутреннего телевидения).
Восприятие зрительной информации в кругах потребителей происходит значительно лучше, если на продуктах под данной торговой маркой находятся движущиеся предметы – например, стикеры с изображением брэнда, висячие лейблы, вращающиеся подставки и т.д. (см. рис.2).
Такая распространенная форма, как директ-мейл (почтовые рекламные обращения), предоставляет возможность приспособить рекламу к потребностям целевой группы или лица. Реклама данного типа зачастую более таргетирована (если разносится по определенным клиентским адресам) и невелика по стоимости контакта.
Для достижения двусторонней коммуникации часто используется индивидуальная реклама, которую проводят так называемые авторитетные лица среди своих последователей. Так, например, в среде женщин, использующих косметику марки «Лореаль» или краску для волос фирмы «Шварцкопф», немало поклонниц известных фотомоделей или актрис, которые выступают с соответствующей рекламой (см. рис.3).
Когда они лично общаются со своими последователями, рассказывает, какие использует косметические средства, помады, кремы или краску для волос – все это имеет повышенный эффект воздействия на целевую группу. Кроме того, последователи авторитетного лица впоследствии обсуждают все затронутые в рекламе вопросы между собой, в кругу своих друзей и знакомых, что приносит коммутатору дополнительных сторонников.
Разновидностью индивидуальной рекламы брэнда является реклама с использованием знаменитостей, которая нацелена на перенос имиджа. Весьма часто звезды эстрады, кино или спорта привлекают внимание потребителя к определенному, элитарному поведению. Однако замечено, что исключительность окружения скорее мешает восприятию продукта, так как идеал часто кажется недостижимым.
В связи с отмеченным недостатком зачастую используется реклама, использующая свидетельства обычных потребителей. На практике часто используют комбинацию последних двух видов рекламы. Для этого знаменитость, не играющая, однако, роль супермена, выступает в качестве обычного потребителя. В этом случае известность сочетается с большей убедительностью.
Различие между рекламой товарной марки продукта и рекламой фирмы заключается в том, что является объектом рекламного обращения. Фирма занимается, как правило, как рекламой отдельных продуктов, так и рекламой предприятия в целом. В первом случае выделяются особые качества продукта, во втором – через указания, например, на величину фирмы и ее мировые связи, делается попытка добиться доверия покупателей для всей линейки товаров предприятия.
Назовем теперь формы рекламы продукта:
- Информирующая реклама – рассказывает потребителям о свойствах продукта вообще и его некоторых характеристиках в частности.
- Эмоциональная реклама – концентрируется на пробуждении у потребителя симпатии к продукту. Для этого продукт размещается и показывается, как правило, в привлекательном окружении в связи с детьми, растениями, животными и другими носителями симпатии.
- Реклама с использованием знаменитостей.
- Сравнительная реклама. Сравнительная реклама, как следует из названия, противопоставляет продукт фирмы конкурирующим товарам. При этом прямые сопоставления с указанием конкретных производителей нежелательны, так как:
— Во-первых, можно таким образом попасть под санкции Закона о рекламе, что нанесет моральный и материальный ущерб фирме-рекламодателю;
— Во-вторых, это может повлечь за собой ответные действия со стороны конкурентов.
Тем не менее, некоторые отечественные производители пользуются сравнительной рекламой. Так, торговая марка кваса «Никола» противопоставляется рекламой брэнду «Кока-Кола». В рекламе звучат слоганы: «Квас не кола, пей «Николу«», «Всякой химии бойкот, пей Николу круглый год!», «Нет коланизации, квас – здоровье нации» (см. рис.4).
Широкое распространение в последнее время получила реклама с элементами мультипликации, музыки, песен и частушек. Данные формы рекламы способствуют ее активному запоминанию потребителями, хорошо воздействуют на целевую группу.
В печатных средствах массовой информации, на телевидении и в кино нередко используется так называемая скрытая реклама. Внешне материалы скрытой рекламы имеют нейтральный характер и не содержат призывов приобрести или апробировать тот или иной продукт. Однако способ подачи информации таков, что психологически готовит потребителя к покупке. Например, статья в газете или в журнале о полезных свойствах фруктового йогурта мотивирует читателя на покупку. Показ в кинофильме определенных торговых марок методами продакт плейсмент формируют известные покупательские предпочтения и т.д.
Так называемая подсознательная реклама используется с целью прямого воздействия на подсознание потребителя. Впервые была применена в 1950-х годах в кинотеатре в виде 25-го кадра, призывающего пить Кока-колу и есть чипсы. Можно без особых натяжек сказать, что реклама данного вида представляет собой способ зомбирования потребителей. Имеются надежные экспериментальные данные, свидетельствующие о значительном влиянии неосознаваемых факторов на поведение людей.
В частности, Стюарт Валинз в своем эксперименте показывал участникам-мужчинам 10 фотографий женщин из журнала «Плейбой», предварительно отобранных экспертами как эстетически равноценные, с просьбой выбрать трех наиболее привлекательных. При этом на грудь участникам опыта накладывалась специальная манжета, подключенная к усилителю так, что они могли слышать якобы собственное сердцебиение. Учащение (или отсутствие изменения) сердцебиения являлось независимой переменной, которой экспериментатор манипулировал с помощью ложной обратной связи.
В результате практически все участники предпочитали именно те 3 изображения (одни и те же для всех участников), на которые возникали изменения сердцебиения, хотя подавляющее число участников утверждали, что они на эти звуки «даже внимания не обращали». Раскрытие ложности обратной связи, то есть объяснение в послеэкспериментальной беседе экспериментатором того, что учащенное сердцебиение давалось произвольно, не меняло предпочтений участников (Valins, 1974. Прив. по: Бреслав Г.М. Психология эмоций. 2-е изд., стер. – М.: Смысл: Издат. центр «Академия», 2006. – С.29).
Таким образом, мы можем на примере данного эксперимента убедиться в том, что ощущениями потребителей можно манипулировать.