В настоящее время кредитом пользуется большинство физических и юридических лиц. Люди берут деньги в долг у друзей, соседей, знакомых, коммерческих банков, партнеров по бизнесу, кредитных кооперативов. С помощью кредита заемщиками приобретаются квартиры, автомобили, бытовая техника, иные товары длительного пользования.
Кредит – очень удобная форма ведения бизнеса и домашнего хозяйства. Оформив кредит или взяв долг у третьих лиц, предприниматели и отдельные граждане могут сразу приобрести торговые и производственные объекты, оборудование, автотракторную технику и прочие товары длительного пользования, на которые приходится собирать деньги длительное время.
Однако нередко бывает так, что заемщики неправильно рассчитывают свои будущие доходы, в результате чего долги остаются полностью или частично неоплаченными. И тогда кредиторы начинают принимать меры по возврату ссуженных денежных средств. Неисправных должников штрафуют, банки начисляют дополнительные проценты и пени за просрочку платежей, убеждают оплатить долги и не доводить дело до судебных и внесудебных разбирательств.
В связи с быстрым развитием потребительского кредитования на российском рынке, количество невозвратов в розничном секторе достаточно быстро растет. Коммерческие банки зачастую предпочитают не втягиваться в долгие переговоры с клиентами-неплательщиками, а продают их долги коллекторским агентствам со скидкой, которые потом самостоятельно занимаются востребованиями задолженностей. Величина дисконтов (скидок) при продаже долгов зависит от надежности и платежеспособности заемщиков, их желания и возможностей для погашения образовавшегося долга.
Возрастающая потребность кредиторов в специализированных компаниях, которым можно было бы продать на выгодных условиях долги, делает коллекторский бизнес перспективным направлением предпринимательской деятельности.
Формируя штат коллекторского агентства из специалистов по взиманию долгов, организаторы бизнеса имеют возможность за непродолжительный период времени нарастить прибыль компании. Но для этого следует правильно оценивать риски, покупать только те долги, по которым имеются благоприятные перспективы взыскания ссуженных средств. Например, купив долг клиента банка в 1 млн. руб. за 800 тыс. руб., коллекторское агентство должно взыскать с неисправного плательщика всю сумму сразу или с рассрочкой платежа. В случае невозврата средств долг ляжет уже на плечи самого коллекторского агентства. Поэтому для коллекторов очень важны такие разделы работы, как оценка платежеспособности клиента, юридическая составляющая бизнеса, риск-менеджмент, коммуникации с клиентами и партнерами по бизнесу.
Построение успешного коллекторского бизнеса – весьма непростая задача. Однако когда эффективные технологии правильно выстроены, клиентам дается возможность реструктурировать долг, реабилитировать себя и восстановить репутацию, то прибыльная работа коллекторов становится повседневной нормой.