Потребности и технологии современного предпринимательства меняются весьма динамично. Заметные изменения происходят не только в информационных технологиях, управлении персоналом, расширении секторов фриланса и аутсорсинга. Зримые перемены видны и в инфраструктуре бизнеса, которая адаптируется под новые запросы и нужды субъектов экономических отношений. Выявление этих тенденций, своевременное предложение под новые запросы потребителей дает хорошие финансовые и маркетинговые результаты, обеспечивает предприятию устойчивое развитие в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Существующие тенденции на рынках малого бизнеса
В последние годы активно развивается индивидуальное и малое предпринимательство, все большее количество людей хотело бы реализовать себя в творчестве, общении, самостоятельном ведении дел.
Отдельные специалисты и профессиональные группы предъявляют ныне устойчивый спрос на такие формы работы с клиентами и внутренних взаимодействий, которые были бы удобны им как в плане рабочих контактов, так и обучения, общения и отдыха, осуществляемых в специально приспособленных под эти цели заведений – бизнес-центров, технопарков, коворкингов.
Представителям малого бизнеса – особенно творческой его части – IT-специалистам, дизайнерам, юристам, писателям, фотографам, музыкантам и проч. – нужны сейчас не офисные помещения, аренда которых в центральной части городов стоят весьма недешево, а места для рабочих встреч и общения с коллегами. Причем это должны быть такие места, где можно без помех перекусить, немного отдохнуть, зарядить телефон или ноутбук, выйти в интернет по бесплатному Wi—Fi, получить свежие новости и предложения от коллег.
Философия создания антикафе
На отмеченных потребностях малого и среднего бизнеса можно сделать успешный бизнес, если предложить предпринимательскому сообществу востребованные услуги, приемлемые по соотношению «цена-качество».
Для этих целей можно использовать технологии обслуживания обычного кафе, но с измененной концепцией оплаты за предоставляемые услуги. Теперь акцент должен быть сделан не на оплате заказываемых напитков и блюд, а на времени пребывания в кафе. Можно вообще ничего не заказывать и сидеть с клиентами или коллегами в зале часами – оплата будет начисляться за каждого человека по времени его пребывания в кафе. Оплата за сделанные заказы на еду и напитки производится по отдельному счету. Такое заведение получило название антикафе.
Технология создания антикафе
Организаторам бизнеса, желающим создать антикафе, следует учитывать базовые принципы, позволяющие привлекать клиентов предприятиями сервиса и общественного питания:
— локацию (местонахождение) антикафе и наличие клиентопотока;
— стиль оформления внутреннего интерьера и фасадный мерчендайзинг;
— кухню и цены;
— основные группы посетителей и их потребности.
Создание антикафе предпочтительнее в тех местах, где имеется достаточный клиентопоток, где есть люди, готовые воспользоваться услугами антикафе как офисом, переговорным помещением и, одновременно, пунктом питания, общения и отдыха.
Это может быть центр города, его деловая часть, где почти всегда многолюдно. Однако и цены в таких местах будут выше. Но и в других районах города не исключена прибыльная работа антикафе – например, вблизи крупных вузов и учебных центров, в излюбленных местах сбора каких-либо профессиональных групп – предпринимателей, фрилансеров, юристов, художников, музыкантов или иной богемы.
Основные потребности посетителей антикафе – деловые встречи, общение с друзьями и коллегами, непродолжительная работа с компьютером, интернетом и документами. Здесь можно проконсультироваться с клиентом или коллегой за чашкой чая или кофе, просмотреть видеоматериалы, познакомиться с нужными людьми. Антикафе – это и открытая арт-площадка, где постоянно происходит что-то интересное – выставка молодого художника или фотографа, перфоманс или поэтические чтения, просмотры и обсуждения артхаусного кино, литературные презентации, тематические семинары и тренинги.
Коммерческие риски
При создании антикафе организаторам бизнеса следует принимать во внимание риски, которые могут воспрепятствовать успешной предпринимательской деятельности заведения.
Если в антикафе разрешено курение, то это может лишить заведение части клиентов, не желающих вдыхать чужой табачный дым. Выбор придется делать и в отношении спиртных напитков, пива и алкогольных коктейлей. Одна часть публики отнесется к наличию алкоголя в меню положительно, другая – резко отрицательно.
Еще один момент, который должен находиться в поле внимания организаторов бизнеса – это шум и экстравагантное поведение отдельных категорий клиентов. Следует поддерживать в общем зале такой микроклимат, который бы обеспечивал комфортное общение различных микрогрупп, общающихся за разными столиками или частях зала.
Заполнение антикафе контингентами с противоположными интересами или испытывающих взаимную неприязнь, может обернуться серьезными убытками для бизнеса.
Прямая и косвенная конкуренция
Для прибыльной работы антикафе необходимой предпосылкой является благоприятная конкурентная среда. Поэтому следует провести хотя бы общее исследование локального рынка на предмет наличия прямых и косвенных конкурентов будущего антикафе, выяснения их слабых и сильных сторон.
Например, в городе существует 135 кафе, 5 ресторанов Макдоналдс и несколько ресторанов высокого ценового сегмента, которые для настоящего бизнес-плана интереса не представляют. Некоторую угрозу представляют те кафе, которые оперативно могут быть перепрофилированы в антикафе, работающие по технологиям коворкинга. Это может быть сделано довольно быстро – в течение одной-двух недель.
На начало 2013 г. в городе существует два действующих антикафе, расположенных в разных районах. Помимо этого, в данном городе имеется один коворкинг государственного типа и один – частный. Эти учреждения являются прямыми конкурентами открывающегося антикафе.
Заполняемость перечисленных прямых конкурентов достаточно хорошая и составляет цифру в 45-65% в среднедневных показателях.
Несомненным конкурентным преимуществом вновь открываемого антикафе станет его локация и демократическая ценовая политика. Первый час пребывания в антикафе будет стоить 2 руб. за минуту с каждого клиента, в последующие часы – 1 руб. в минуту с клиента. В других учреждениях цены выше на 20-30%. Кроме того, зачастую применяется дифференцированная по времени суток оплата пребывания в антикафе. В утренние часы плата устанавливается минимальная с постепенным нарастанием в обеденное время и вечерние часы.
У городских коворкингов имеется преимущество – наличие автостоянок, которой у открывающегося антикафе нет. Однако антикафе расположено в деловом центре города, что обеспечивает постоянный клиентопоток. Сюда легко можно добраться на метро, тогда как проезд на личном транспорте затруднен из-за периодически возникающих пробок.
Финансовые показатели и сроки окупаемости
Практика обслуживания посетителей антикафе по времени пребывания, а не по количеству заказанных блюд и напитков позволяет вести предпринимательскую деятельность с достаточной рентабельностью, оцениваемой организаторами бизнеса в 20%.
Затраты на кухню, приготовление пищи, поваров, официантов значительно сокращается – приблизительно на 55%. Так как посетители антикафе заказывают, в основном, чай, кофе, печенье и сдобы, салаты и бутерброды, мороженое и коктейли, приготовление горячих блюд не требуется.
Инвестиции в бизнес данного антикафе должны окупиться в течении 14 месяцев.
Здравствуйте, со многим соглашусь, есть и недочеты, их конечно сразу не увидишь,если не быть администратором или, в моем случае, совладельцем Антикафе))
Андрей ,а у вас в Москве Анти кафе…какие вложения кафе требует. и нужна ли кухня
Я не Андрей, но тоже совладелец антикафе. Открыли с 2012 года 4 точки в Москве, продаем франшизу.
Антикафе с кухней — имеют достаточно узкую аудиторию и представленность, в первую очередь из-за противоречия основному принципу антикафе: «Ты платишь только за время, все остальное бесплатно». Сейчас в Москве 60-70 работающих точек, в регионах еще 150+ . Делать упор на коворкинг практически никто не стал, слишком большая конкуренция со стороны настоящих коворкингов и библиотек, все сложности описаны в статье выше. По сути основной упор делается на досуг гостей, общение, игры, мероприятия. Фрилансеры, конечно бывают, но их вклад в общую выручку невелик. Основная масса студенты и школьники.
Если будут нужна дополнительная информация, пишите на почту graschenko@timeclub24.ru
да и вообще прибольный это бизнес?