Давая определение предпринимательской деятельности, мы отмечали, что бизнес непременно связан с различного рода рисками, устранить которые полностью не представляется возможным ни при каких условиях. В бизнесе всегда существует вероятность того, что события будут развиваться незапланированным образом; товарно-материальные ценности могут быть уничтожены в результате пожара, землетрясения или иного стихийного бедствия. Владельца бизнеса могут ввести в заблуждение мошенники, подвести партнеры, обойти конкуренты. Рыночная и политическая конъюнктура также могут внезапно измениться. И это, не говоря о возможном неумелом и некачественном управлении бизнесом, неудачной работе с клиентами и персоналом. Иными словами, существует огромное количество факторов субъективного и объективного характера, которые негативно воздействуют на бизнес, делают его неэффективным и убыточным.
Учитывая то, что в предпринимательскую деятельность вовлекаются десятки и сотни лиц, которые выступают должниками и кредиторами предпринимателя, прекращение бизнеса не является только личным делом его организатора и владельца. Интересы многих людей и предприятий прямо или косвенно бывают связаны с ведением данного бизнеса. Поэтому на протяжении всей истории развития предпринимательского дела вопрос о прекращении, приостановлении или ликвидации бизнеса стоял очень остро: кому и в какой последовательности следует возвращать долги, как наказывать незадачливого бизнесмена, как быть с его имуществом и семьей?
На заре человеческой цивилизации не было принято анализировать причины краха бизнеса и невозврата долгов; не существовало критериев, по которым определялось, стал ли предприниматель неплатежеспособным по собственной некомпетентности или же в результате стечения обстоятельств. Первые попытки создать правовые рамки для выявления и наказания должников были предприняты еще в VII в. до н. э. в античной Греции. Граждане Афин обратились к законодателю по имени Дракон с просьбой подготовить соответствующие законы. В 621 г. до н. э. Дракон написал необходимые правовые акты о защите частной собственности и возврате долгов.
Согласно принятому закону с должниками обращались очень жестко и даже жестоко. За невозврат долга должник обращался в рабство (в отдельных случаях вместе с семьей) и должен был оставаться рабом вплоть до возврата долга. За кражу имущества, зерна и овощей по законам Дракона полагалась смертная казнь. Необычайная жестокость этих законов осталась в народной памяти под названием «драконовских законов», которые, как говорили в античности, были «написаны кровью».
Весьма суровыми были законы о должниках и на Руси. Лица, не вернувшие своевременно долг, поступали в распоряжение держателя долговых прав, – то есть становились рабами, или, как тогда говорили, кабальными холопами.
Процедура признания предпринимателя несостоятельным стала оформляться в средние века. Тогда же по отношению к данной категории лиц стал применяться термин банкрот, который имеет в своей основе итальянское слово banco – скамья менялы. В средневековых городах менялы осуществляли обмен и проверку валют разных государств прямо на торговых площадях. Когда меняла жульничал, его били, имущество и деньги изымали, а столик и скамейку ломали. После экзекуции купцы и горожане говорили: «Banco rotto» – «скамья поломана», то есть меняла был наказан, а его деятельность прекращена. Позже термин «банкрот» стал распространяться на всех купцов и ремесленников, ставших несостоятельными должниками, бизнес которых пришел в упадок.
Уже в средневековье банкротов начинают делить на две основные категории:
- лиц, утративших свой бизнес в силу объективных обстоятельств (наводнений, пожаров, гибели кораблей) или по злому умыслу других людей (в результате грабежа, мошенничества, обмана и проч.). Предпринимателей такого типа в России называли «невинноупавшими»;
- лиц, ставших несостоятельными в результате неумелого ведения бизнеса.
Следует отметить, что попадание в число банкротов вне зависимости от причины несостоятельности было делом малопочтенным и подчас просто позорным. Банкроты теряли общественное положение, утрачивали деловые связи и уважение в предпринимательском сообществе. Банкротов не допускали на биржи, в деловые клубы, в торгово-промышленные палаты. Это было вызвано тем, что предприниматель, не сумевший вернуть кредиторам долги в частном порядке, подвергался процедуре судебного разбирательства и публичного банкротства, с описью имущества и его открытой распродажей с торгов. Банкротство, таким образом, ложилось несмываемым пятном на репутацию предпринимателя и его семью.
В практике современного предпринимательского дела банкротство и прекращение бизнеса уже не имеют тех социальных и экономических последствий, которые были характерны для периода формирования и становления рыночных отношений. Ныне процедуры прекращения бизнеса и банкротства хорошо отработаны, подкреплены законодательно и имеют универсальный характер (то есть направлены на защиту интересов всех сторон). В основу законодательства о реорганизации бизнеса и банкротстве развитых стран легли следующие принципы:
Право на прекращение бизнеса в добровольном или принудительном порядке. Основными носителями интересов при прекращении предпринимательской деятельности являются владельцы бизнеса (учредители, акционеры), кредиторы (лица, перед которыми пре6дприятие имеет финансовые и иные обязательства), государство (как носитель общественных интересов).
Гражданское законодательство выстраивается таким образом, чтобы в максимальной степени защитить интересы каждого из участников экономических отношений, не ущемляя при этом прав всех иных субъектов.
Основываясь на данном принципе, каждая из сторон может требовать ликвидации бизнеса в соответствии со своими интересами. Инициаторами прекращения бизнеса могут выступать:
а) владельцы бизнеса, которые считают, что дальнейшая предпринимательская деятельность неперспективна или же цели бизнеса достигнуты;
б) кредиторы предприятия, в случае несвоевременного погашения задолженности перед ними;
в) государство, которое в судебном порядке ликвидирует предприятие в случае нарушения им действующего законодательства о налогах, таможенных сборах, защите окружающей среды и проч.
Если какая-либо из сторон обращается в суд с требованием о ликвидации предприятия и суд удовлетворяет это требование, то тогда вступает в юридическую силу специальная процедура лишения предприятия государственной регистрации и урегулирования возможных конфликтов, связанных с финансовыми обязательствами предприятия перед кредиторами. Здесь важно организовать работу так, чтобы вся необходимая информация о состоянии дел на предприятии, величине его задолженности и сроках ликвидации была доведена до всех заинтересованных лиц. Одновременно предпринимаются меры по предотвращению разворовывания имущества ликвидируемого предприятия и сохранению его финансовых средств.
Для выполнения этой задачи создается специальный орган – ликвидационная комиссия, в состав которой входят представители кредиторов, учредителей бизнеса и государства. Для оповещения всех заинтересованных лиц в средствах массовой информации публикуется сообщение о ликвидации данного предприятия и сроках приема претензий со стороны кредиторов. По истечении установленного срока (обычно в два месяца) ликвидационная комиссия сводит все активы и пассивы предприятия в единый баланс, который содержит необходимые сведения об имуществе предприятия и величине его долгов.
Право кредиторов на получение компенсации. Прекратившее свою деятельность коммерческое предприятие может оставить кредиторам разное наследство. Если стоимость активов предприятия перекрывает общую сумму долгов кредиторам всех типов (наемным работникам, партнерам, коммерческим банкам, государству), то процесс ликвидации бизнеса завершается удовлетворением претензий кредиторов и разделом оставшейся от продажи имущества суммы между учредителями бизнеса.
Совсем другое дело, если денежных сумм, вырученных от продажи бизнеса, не хватает на покрытие всех долгов. Тогда возникают вопросы – как делить оставшиеся средства? Выплатить тем, кто первыми обратится? Или же всем понемногу?
Во избежание возможных конфликтов и в целях соблюдения интересов сторон, законодательства развитых стран мира устанавливают в этой части два главных принципа:
1. провозглашают право всех кредиторов на справедливое возмещение своих затрат;
2. устанавливают очередность получения компенсации при ликвидации предприятия.
Фактически законодатель объявляет субъектам экономической деятельности, что все юридические и физические лица, выступающие в качестве кредиторов, имеют право на полную компенсацию затрат в том случае, когда стоимость имущества предприятия-должника превышает величину долгов. Если же стоимости активов предприятия-должника недостаточно для погашения задолженности в полном объеме, то законодатель устанавливает приоритеты в выплате денежных средств – вначале получают свою долю кредиторы с высшим приоритетом, потом с более низким и далее по нисходящей.
В российской экономической практике данные приоритеты устанавливаются ст.64 Гражданского кодекса РФ и реализуются в следующей очередности:
- В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей;
- Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
- В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
- В четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования и т.д.);
- В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
Защита несостоятельного должника от преследований кредиторов. В большинстве случаев обанкротившееся предприятие не может рассчитаться по всем долгам со своими кредиторами. Это и понятно, так как именно из-за финансовых трудностей предприятие становится несостоятельным (банкротом).
Разумеется, никто из юридических и физических лиц, которым не вернули долги, не испытывает радости по этому поводу. Более того, они всеми силами пытаются оказать давление на должника с целью вынудить его вернуть необходимую сумму. При этом в ход пускаются такие способы, как шантаж, угрозы, насилие. Владельцы обанкротившегося предприятия попадают под сильнейший прессинг недовольных кредиторов, которые готовы на самые решительные действия (в том числе и противоправные) для выколачивания долгов.
Развитие событий по подобному сценарию не является чем-то исключительным и экстраординарным. Более того, как показала многовековая практика самых разных стран, именно таким бывает итог банкротства подавляющего большинства предприятий из любых сфер предпринимательской деятельности. История знает немало примеров жестоких расправ над должниками и членами их семей. Еще не ушли в прошлое такие словосочетания как «долговая яма», «кабала», «долговая тюрьма».
Во избежание противостояний и конфликтов законодатели практически всех государств мира разработали и ввели в действие правовые механизмы защиты неплатежеспособных должников от преследований кредиторов. Смысл действующих правовых норм состоит в том, что владельцы прогоревшего бизнеса рассчитываются с кредиторами по максимально возможному варианту: для предприятий с ограниченной ответственностью они полностью теряют бизнес, а для предприятий с полной ответственностью владельцы бизнеса теряют и личное имущество (за исключением минимума, установленного в законодательном порядке). После процедуры отчуждения имущества закон запрещает преследовать должника; все долги, которые остались невозвращенными, считаются по закону погашенными.
Имеет соответствующую правовую норму и Гражданский кодекс РФ. В частности, ст.64-6 гласит, что требования кредиторов, неудовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Аннулированными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
Следует отметить, что иногда владельцы бизнеса сознательно доводят свое предприятие до банкротства. Это делается в каких-либо неблаговидных целях – скрыть нецелевое использование имущества, крупные хищения, приписки и иные правонарушения. Расчет здесь делается на то, что при объявлении предприятия банкротом все его долги замораживаются или аннулируются, а владельцы бизнеса становятся недоступными для преследования законными методами.
Такой вид преступлений как умышленное банкротство известен давно, к нему достаточно часто прибегают недобросовестные предприниматели. В связи с этим обстоятельством Уголовный кодекс содержит соответствующие нормы, устанавливающие наказание за подобные правонарушения. Так, УК РФ содержит ст.196 «Преднамеренное банкротство» и ст.197 «Фиктивное банкротство», в которых определяется суть данных правонарушений и санкции за них. В частности, в ст.196 указывается, что преднамеренное банкротство, т.е. умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб либо иные тяжкие последствия, – наказывается штрафом от 500 до 800 МРОТ или лишением свободы на срок до 6 лет. Ст.197 гласит, что фиктивное банкротство, т.е. заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, – наказывается штрафом в размере от 500 до 800 МРОТ, либо лишением свободы на срок до 6 лет.
Признание предприятия банкротом не означает автоматической распродажи его имущества и полной ликвидации бизнеса. Специфика данной ситуации состоит в том, что до банкротства предприятие часто доводят некомпетентные менеджеры. Исправить положение могут более профессиональные управляющие, которые по-новому поведут бизнес, заменят часть руководящего персонала, и, возможно, вид предпринимательской деятельности. Это обстоятельство играет решающую роль при вынесении арбитражным судом решения о введении внешнего управления.
Внешний управляющий, назначенный судом, должен предпринять все необходимые меры для санации (оздоровления) производства и увеличения его эффективности. Для выполнения этой задачи внешний управляющий получает все необходимые полномочия по распоряжению имуществом предприятия, его персоналом и финансовыми ресурсами.
Учитывая то, что предприятие-банкрот обременено значительными долгами, задача по оздоровлению производства становится очень сложной и даже нереальной. Поэтому закон о банкротстве предписывает всем кредиторам на период санации предприятия снять свои претензии, приостановить все штрафы, пени и взыскания по исполнительным листам. Вступление в юридическую силу решения суда о банкротстве дает предприятию возможность получить «вторую жизнь», выйти из кризиса обновленным, более эффективным и конкурентоспособным.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что банкротство – весьма неприятная и унизительная для бизнесмена процедура, однако без института банкротства рынок не может эффективно функционировать. И если прибыль – это награда для предпринимателя, то банкротство – его наказание, своеобразный ад для грешников от бизнеса.