Финансовая модель, характерная для последних двух десятилетий российского профессионального спорта, медленно, но верно себя изживает. Три кита, на которых она базируется, больше не могут поддерживать все эту тяжеловесную конструкцию на поверхности, и постепенно погружаются в пучину споров, конфликтов и экономических неурядиц.
Наши три кита – это цены на нефть, финансирование спорта за счет госкорпораций (госмонополий) и прямое бюджетное содержание многих профессиональных спортклубов. Все названные факторы находятся на стадии истощения, что делает необходимым рассмотрение путей будущего развития коммерческого спорта в России.
Начнем с цен на нефть, которые во многом определяют благополучие россиян и нашего нефтегазового сектора. Если мы бросим ретроспективный взгляд в прошлое, то сможем легко убедиться, что периоды снижения ценовой конъюнктуры на углеводородное сырье неизменно совпадают с политико-экономическими кризисами в России. Так было во времена горбачевской перестройки и распада СССР в конце 1980-х – начала 1990-х годов, в период дефолта 1998 года (когда цена на нефть упала до 9,5 долл. за баррель), в кризисных 2008-2009 годах, с провалами стоимости нефти до 45 долл. с максимумов в 130 долл. Все среднесрочные просадки в нефтяных котировках вызывали серьезные реформы в нашей стране.
Пока цена нефти на международном рынке стабилизировалась в коридоре в 105-110 долл. за баррель по сорту Brent, что кажется весьма приемлемым. Однако российский бюджет уже не может быть сбалансирован даже при такой благоприятной стоимости нефти. Состояние отечественной экономики таково, что ей необходима не только высокая цена на углеводороды (в районе 120-125 долл. за бочку), но и постоянный рост цен на нефть. В противном случае возникает дефицит, который требует либо сокращения всех расходов (секвестра), либо займов и печатания необеспеченных денег.
Сейчас нефти на мировом ранке достаточно. Новые технологии позволяют лучше ее извлекать. Да и Штаты, бывшие ранее крупнейшими импортерами нефти, теперь пытаются стать экспортерами, становясь конкурентом таким традиционным поставщикам нефти и газа, как Россия, Саудовская Аравия, Катар, Кувейт и проч. Данный тренд, имеющий, на первый взгляд, весьма отдаленное отношение к российскому профессиональному спорту, может стать для него роковым.
Простое отсутствие роста цен на нефть (не говоря уже о возможном снижении), уже сейчас сказывается на состоянии российского бюджета. Экономический рост замедлился до 1,5%, хотя еще год назад планировалось 4-процентное увеличение ВВП. В правительстве заговорили о бюджетном дефиците и экономии государственных средств. В принятом недавно бюджете урезаны расходы на здравоохранение, образование, социальные нужды. При этом в текущем году высшее руководство страны высказалось за ограничение роста цен на тарифы естественных монополий (чего ранее никогда не происходило).
На этом фоне многомиллионные ассигнования государственных компаний типа Газпрома, РЖД, Роснефти, Транснефти и ряда других на содержание российских и зарубежных спортклубов, вызывают негативную реакцию в обществе. Россияне высказывают недоумение по поводу постоянных повышений тарифов на ЖКХ, особенно сетуя на аппетиты «национального достояния», которое теперь желает получать плату вперед, т.е. авансовыми платежами.
Логичным следствием сформировавшихся общественных настроений стало обращение шести сенаторов в Госдуму с законопроектом о запрете госмонополиям финансировать профессиональный спорт. Причем в числе инициаторов данного законопроекта был и бывший глава Росспорта В.Фетисов, который как никто другой знает подлинное состояние дел в вопросах финансирования коммерческого спорта.
Тревожные для профессиональных атлетов звонки стали раздаваться и с других участков экономической поляны – Сулейман Керимов резко сократил финансирование «Анжи», Русгидро перестало выделять деньги владикавказской «Алании». Испытывают финансовые трудности и другие команды по игровым видам спорта.
Но и это еще не все. Все громче раздаются голоса в пользу отказа от плоской шкалы подоходного налога и перехода к прогрессивному налогу. Так, депутат Госдумы О.Нилов уже разработал данный законопроект. Его поддерживает очень серьезная часть населения России.
Для профессионального спорта введение прогрессивного налога будет ударом с двух направлений – на доходы профессиональных спортсменов и тренеров (как это было недавно во Франции) с одной стороны, и траты олигархов, которым станет весьма накладно содержать карманные спортклубы.
Еще одна застарелая проблема нашей страны – выделение региональными Заксобраниями значительных сумм местным спортклубам – как правило, футбольным, хоккейным, баскетбольным и волейбольным. Причем объемы выделяемых средств, как правило, превосходят суммы, идущие на массовый оздоровительный, инвалидный, школьный и студенческий спорт, взятые в совокупности. 1% спортсменов и тренеров получает не менее 80% всех средств, идущих на физкультуру и спорт. Надо ли говорить, что при такой пропорции местное население напрасно будет ждать качественных спортплощадок и спортсооружений, хороших зарплат для тренеров, работающих с мальчиками и девочками, оборудованных спортзалов и прочей инфраструктуры.
Возникает закономерный вопрос – что же делать и как нам реорганизовать нынешнюю модель профессионального спорта в России? Думается, что решения по совершенствованию ныне существующей конструкции не будут простыми.
Первый вопрос, на который необходимо получить ответ, следует ли отделить профессиональный спорт от государства? Ответ должен быть получен не от кого-либо (министра спорта, премьера и даже президента страны), а от всех граждан России, которые должны будут высказаться на этот счет на референдуме. Это может быть общероссийский референдум или региональные плебисциты.
Если народ проголосует против выделения профессиональным спортклубам бюджетных средств в прямой или косвенной форме (т.е. в виде бюджетный ассигнований или выплат от госмонополий), то в силу вступит новая модель российского элитного спорта, в которой более серьезную роль примут на себя спортивные менеджеры. Именно они должны будут искать эффективные формы продажи спортивного продукта, которые позволят работать всем на основах самоокупаемости. Собственно так работает модель большого тенниса, где элитные спортсмены не требуют денег от государства, а зарабатывают их сами.
Новая модель профессионального спорта вынуждена будет сориентировать фокус своего внимания на болельщиках и любителях спорта. Станет невыгодно относится к фанатам как людям, от которых ничего не зависит. Если денежные поступления замкнуться на болельщиках, то это качественно преобразит российский игровой коммерческий спорт. Именно болельщики станут акционерами клубов, будут принимать решения по части покупки игроков и тренеров, по спортивным и хозяйственным вопросам. И такие примеры уже просматриваются на примере мексиканских и европейских клубов.
Соответственно, в Закон РФ «О физической культуре и спорте» следует внести необходимые новеллы, которые преобразят данный правовой акт, сделают его работающим механизмом, а не пустой декларацией.
В заключении хотелось бы отметить, что модернизация российского профессионального спорта вряд ли пойдет по пути спокойных и вдумчивых усовершенствований. Слишком много людей привыкли к даровым деньгам и отраслевому лоббизму. Однако дорогу осилит идущий. Предпосылки для качественных изменений созрели.
всё верно, скорее всего в ближайшем времени тенденция сокращения гос.финансирования проф.клубов будет продолжаться. Спортивные менеджеры будут как герои-спасители? О, да, конечно! Однако там где есть инфраструктура у клубов. Там где есть стадионы и арены, которые будут конкурентоспособными другим комфортабельным местам для проведения досуга для человека. Там где можно будет сделать медиа-продукт и в дальнейшем продавать его и зарабатывать на нём. 2018 год в этом плане должен стать переломным, до ЧМ надо успеть всем возможным проф.клубам «выпросить» у государства постройки арен и стадионов в своих городах, иначе при таком сценарии (вынужденной самоокупаемости) всех неуспевших в дальнейшем ждёт крах…народ ныне разбалован и на старые стадионы, вне комфортные условия не пойдёт, а нет болельщиков — нет и спонсоров и рекламодателей, нет и фин.поступлений в клуб…народ может пойти «поболеть», но когда за команду играют свои родные-местные воспитанники, которые зубами будут грызть лёд или газон, но до последнего будут биться за честь того города где вырос…а нынче халки, витсели и другие, которые просто играют за деньги — это не интересно. Сам, как болельщик с 15 летним стажем, знаю о чём говорю и видел разницу, когда состав был весь из воспитанников и когда стал весь из варягов-приезжих…