В этот день, 11 июня 1985 года, от советского космического аппарата «Вега-1», преодолевшего 45 млн. км на пути к планете Венера, отстыковался спускаемый аппарат, который при входе в атмосферу разделился на посадочный и аэростатный зонды. Спустя четыре дня аналогичную операцию произвёл аппарат «Вега-2», также участвовавший в программе исследований Венеры и кометы Галлея (название «Вега» представляет собой комбинацию начальных слогов Венера и Галлей).
Аппараты «Вега» успешно выполнили свою задачу, изучив загадочную комету, а также венерианскую атмосферу с помощью аэростатов. Помимо советских специалистов, в работе проекта принимали участие учёные из Европейского космического агентства, НАСА и Японии. «Вега» стала последним масштабным международным проектом ХХ века.
В тот период времени – середине 1980-х годов советская космонавтика и космическая наука находились на пике своего развития. В планах исследователей значились скорые пилотируемые полёты на Марс, создание стационарной обитаемой станции на Луне, создание совершенно новых образцов летательных аппаратов, роботов-манипуляторов, космических технологий.
Однако процессы «перестройки» и последующего распада СССР на пятнадцать независимых государств кардинально поменяли этот вектор, заставив Россию (да и других мировых игроков) быть более прагматичными и экономными. Светлые перспективы совместного освоения космического пространства объединенными интеллектуальными и финансовыми ресурсами были расстроены политическими разногласиями, недоверием в части раскрытия ноу-хау, трудностями экономического, оборонного и идеологического характера.
Нельзя сказать, что на сегодняшний день ситуация в мировой космической кооперации сильно улучшилась – особенно в связи с санкциями, введёнными в действие западными странами после присоединения к России Крыма. Более того, в современном мире уже нет того энтузиазма по поводу освоения космоса, который наблюдался в 1960-х – 1980-х годах. Почти все развитые страны испытывают сейчас трудности бюджетного и финансового характера, и мало кто хотел бы вкладывать серьёзные суммы в дорогостоящие космические проекты.
Вместе с тем мы можем отметить наметившуюся в последние годы тенденцию развития частной инициативы в космической отрасли, чего мы не наблюдали в ХХ веке. По-видимому, бизнес внесёт в освоение космического пространства и средства транспорта свою лепту, став хорошим конкурентом государственным программам.