Несмотря на некачественную работу Центрального банка РФ, который в декабре 2014 года спровоцировал панику на валютном рынке, россияне считают рубль достаточно надёжной валютой для осуществления сбережений. Такие выводы можно сделать из результатов опроса, проведённого ВЦИОМ в конце февраля 2015 года.
Так, за последние 6 лет доля россиян, хранящих сбережения в рублях, выросла с 33% (в 2008 и 2009 гг.) до 55% в январе 2015 года. И это при том, что ещё в первом квартале 2014 года таковых было лишь 40%.
Ещё один интересный факт зафиксировали социологи ВЦИОМ, проводя данный опрос – значительно увеличилась доля граждан России, имеющих сбережения. Если в посткризисный год (2010) не было сбережений у 70% россиян, то в 2015 году таковых осталось лишь 38%. Это говорит, как минимум, о двух обстоятельствах. Во-первых, несколько возрос уровень благосостояния наших соотечественников, и, во-вторых, россияне теперь опасаются жить одним днём, быстро расходуя заработанное. Наученные опытом предыдущих кризисов, они теперь формируют необходимые финансовые резервы в виде сбережений.
И, наконец, слабая работа правительства и ЦБ по удержанию стабильности национальной валюты привела к тому, что всё большее количество россиян следит за рублёвыми котировками. Так, число тех, кто регулярно и периодически следит за курсом рубля, в январе 2015 года составило 65%, хотя в первом квартале 2014 года таковых было только 53%. Иными словами, мы снова поднялись на уровень беспокойства кризисного 2009 года, когда регулярно и изредка следили за курсом те же 65% (в 2009 и январе 2015 г. за курсом не следили 33-34% россиян). Заметим, что в относительно спокойном 2011 году, за курсом рубля не следило уже 53% наших соотечественников.
Думается, что нашим властям следует более тщательно подходить к стабильности национальной валюты, которую предполагается сделать привлекательной для международных расчётов. Такие досадные просчёты, как то было в декабре 2014 года, серьёзно ударяют по доверию населения и ставят под сомнение способность властей поддерживать внутри страны финансовую стабильность.