Российский Центральный банк в последние месяцы проводит политику перехода на плавающие курсы, которая более соответствует реалиям сегодняшнего дня и является автоматическим регулятором движения потоков капитала. Постепенный отказ от валютных интервенций и вмешательства в курсообразование следует признать позитивным направлением, но с определёнными оговорками.
Суть последних заключается в следующем. Замена фиксированных курсов или привязки к какой-либо мировой валюте на свободное ценообразование всегда чревата тем, что к валютной торговле подключается множество мелких и крупных трейдеров, желающих заработать на волатильности рынка. Это в полной мере относится и к современной России, где количество трейдеров на Форексе достигло весьма внушительных размеров.
Торгуя с удалённых терминалов, частные и институциональные трейдеры пользуются маржинальными кредитами (т.н. «плечом»), которые многократно превышают собственные средства данных инвесторов.
Предсказуемость российского Центробанка, уменьшающего валютные интервенции и раздвигающего диапазон валютной корзины, создаёт благоприятную среду для спекулянтов, торгующих как мелкими, так и значительными суммами. Обычно спекулянты идут вслед за тенденцией, усиливая нисходящие или восходящие движения тренда. При этом простые граждане России хватаются за голову и за сердце, когда видят стремительное подорожание доллара и евро, проклиная правительство, Минфин и Центробанк вместе взятых.
Новое руководство российского Центробанка под председательством Э.Набиуллиной проводит «честную» линию, производя соответствующие денежные вливания лишь для сглаживания курсов. Данная политика подразумевает, что Центробанк не ввязывается в валютные спекуляции, оставаясь «над схваткой» быков и медведей.
Полагаю, что такая стратегия слишком прямолинейна и нуждается в известной корректировке. Суть её состоит в том, что валютные дилеры Центробанка должны время от времени наказывать зарвавшихся спекулянтов, которые открывают короткие позиции с огромными плечами. Интенсивная покупка или продажа валюты на коротких интервалах могла бы обеспечить «вынос» шортистов, которые будут вынуждены выкупать валюту и поддерживать тем самым курс рубля (особенно в кризисные периоды – как, например, в январе-феврале 2014 года).
Естественно, что такие внезапные интервенции могли бы охладить пыл наиболее зарвавшихся спекулянтов и заодно пополнить бюджет Центробанка. Отговорка насчёт того, что ЦБ не является рыночным игроком и не вмешивается в рыночную торговлю мне представляется неубедительной, когда речь идёт о значительных колебаниях курсов валют и спокойствии российских граждан.