Вчера, 15 ноября 2015 года, состоялось экстренное заседание президиума Всероссийской федерации лёгкой атлетики (ВФЛА), которое было посвящено допинговому скандалу, разразившегося накануне. Особенности проведения заседания ВФЛА являются весьма интересными и показательными в части соблюдения автономности федерации, её независимости от государства и способности принимать самостоятельные управленческие решения.
Начнём с того, что министр спорта РФ Виталий Мутко сразу решил не щадить самолюбия руководителей ВФЛА и назначил заседания президиума федерации в помещении Минспорта России. Здесь же, на правах хозяина в прямом и переносном смысле слова, министр и одновременно глава РФС сделал разнос «независимым» членам президиума, ни один из которых так и не заикнулся о том, что ВФЛА является общественной организацией, и, как гласит её Устав в ст.1.11 «Федерация не отвечает по обязательствам государства, его органов и организаций, равно как и государство, его органы и организации не отвечают по её обязательствам».
На повестке дня стояли два вопроса – созыв внеочередной конференции ВФЛА и реализация мер по замечаниям ВАДА и ИААФ.
Казалось бы, вопросы, значащиеся в повестке дня ВФЛА, полностью находятся в компетенции самой федерации и не допускают вмешательства извне. Но Виталий Мутко решил не церемониться в плане соблюдения приличий и поступил примерно так, как в своё время Калигула, предложивший римским сенаторам сделать членом сената его коня, дабы народ видел ничтожность парламентариев.
Нечто подобное международный спортивный мир увидел на воскресном заседании, когда В.Мутко в ультимативной форме продиктовал президиуму ВФЛА что и как нужно сделать. Необходимо также подчеркнуть и тот факт, что ранее В.Мутко заявлял о том, что далеко не все руководители спортивных федераций РФ переживут 2016 год.
Какие же выводы следуют из описанных выше событий?
Во-первых, следует признать, что подавляющая часть российских спортивных федераций (за малым исключением тех, что возглавляются очень влиятельными политиками и бизнесменами) не являются самостоятельными и автономными, то есть такими, как записано в их уставах.
Во-вторых, государственные чиновники высокого ранга (каковым является В.Мутко) могут совершенно безапелляционно навязывать саморегулирующимся спортивным организациям свою волю, в частности, решая, кого уволить, а кого поставить на должность (или же, например, затеять реорганизацию или менять устав; общее собрание позже всё одобрит).
В-третьих, если все кадровые, организационные и управленческие вопросы решает государство, финансово поддерживая атлетов и тренеров, то, может стоит вообще отказаться от федераций, а руководство видами спорта поручить местным спорткомитетам (управлениям).
В заключение отметим, что слабость российских спортивных федераций предопределяется их финансовой зависимостью от государства и неспособностью самим зарабатывать достаточные денежные средства. Такая вот экономика спорта, из которой произрастает менеджмент.