Особой отраслью предпринимательской деятельности в индустрии здравоохранения является аптечный бизнес, который выступает на рынке медицинских услуг в двух лицах:
а) в лице дистрибьютора и продавца лекарственных средств;
б) в качестве производителя рецептурных препаратов, а также некоторых других видов товаров и услуг.
Торговая функция аптечного бизнеса основывается на потребностях населения и лечебно-профилактических учреждений в лекарственных препаратах. Лицо, испытывающее нужду в том или ином медикаментозном средстве, материалах санитарно-гигиенического назначения или специальных устройствах, обращаются за удовлетворением своих потребностей в аптеки.
Таким образом, аптечные учреждения становятся концентраторами спроса на медицинскую продукцию; именно сюда стекается вся маркетинговая информация о количественных параметрах текущей конъюнктуры рынка медицинских товаров и препаратов, о видах и ценовых категориях наиболее востребованных лекарственных средств.
Получая все необходимые коммерческие сведения непосредственно от оптовых и розничных потребителей медицинского оборудования, материалов и лекарственных препаратов, организаторы аптечного бизнеса должны обеспечить соответствующий запас данных товаров на аптечных складах, избегая при этом как излишних запасов (что чревато истечением срока годности медицинской продукции и замораживанием финансового капитала), так и товарного дефицита.
Для выполнения этой, казалось бы, простой предпринимательской задачи, организаторам аптечного бизнеса необходимо вступить в контакт с соответствующими отечественными и зарубежными фармацевтическими предприятиями, заключить с ними контракты на поставку востребованной рынком продукции, осуществить ее транспортировку, складирование и страхование. При необходимости коммерческим грузам следует обеспечить охрану, оперативное оформление таможенных документов, получение сертификатов качества и соответствия продукта заявленным параметрам и нормам.
Каждая из отмеченных операций, осуществляемая на пути доставки продукта от производителя к потребителю, представляет собой отдельный вид бизнеса, координацию которого проводят аптечные холдинги и аптечно-логистические компании. Учитывая комплексность задач по логистике медицинского продукта, множественность коммерческих взаимодействий по линии В2В (business-to-business) – с транспортными и страховыми компаниями, таможенными брокерами, государственными надзорными и лицензионными структурами, следует констатировать, что данный вид предпринимательской деятельности весьма сложен и рискован. Недоработки и промахи в каком-либо отдельном звене логистики медицинского продукта могут вести к ощутимым финансовым потерям.
Однако только логистикой бизнес-процессы в аптечном деле не исчерпываются. Полученный от производителя продукт требуется надлежащим образом отрекламировать и продать, что в условиях насыщенной конкуренции сделать совсем непросто. Организаторам аптечного бизнеса приходится уделять большое внимание специальным маркетинговым инструментам, мерчендайзингу и оформлению торговых помещений, обучению персонала, внедрению передовых форм менеджмента и корпоративной культуры.1 А эти мероприятия требуют немалого мастерства, знаний и инвестиций.
Роль и значение аптечного бизнеса не ограничивается лишь торговыми и распределительными функциями. Важным компонентом аптечного дела является производство – изготовление лекарственных средств по требованиям лечебно-профилактических учреждений и индивидуальным рецептам населению. Удовлетворение этой важнейшей потребности предприятиями аптечного бизнеса требует от последних соответствующих ресурсов, помещений и специалистов.
Помимо этой потребности современные аптечные учреждения предоставляют своим клиентам и ряд других услуг, в числе которых:
- изготовление и реализация корригирующих очков;
- микробиологический контроль качества медицинских препаратов;
- выявление и изъятие из торгового оборота контрафактных лекарственных средств;
- общие консультации покупателям лекарственных препаратов, медицинских приборов и санитарно-гигиенических материалов.
Современный аптечный бизнес является весьма развитой и высоко конкурентной отраслью индустрии здравоохранения, внутри которой действует большая масса государственных, муниципальных, частных и акционерных предприятий. Государственные и муниципальные аптечные учреждения привлекают покупателей такими конкурентными преимуществами, как доступность цен, наличие социальных пакетов и бюджетных дотаций. Частный аптечный бизнес акцентирует свою деятельность на качестве обслуживания и широком выборе медицинской продукции.
1 Более подробно конкретные инструменты дистрибуции, мерчендайзинга и корпоративной культуры мы рассмотрим ниже в соответствующих разделах.