Рассмотрение бизнес-процессов в индустрии здравоохранения было бы неполным без анализа культурных взаимодействий между основными группами участников деловых отношений – производителями и потребителями медицинских товаров и услуг, партнерами и конкурентами, государственными структурами и общественными организациями. При этом важно знать, что определяет тип этих взаимоотношений, их формы и направленность, какова роль культурных факторов и ценностных установок в действиях отдельных предпринимателей и предпринимательских структур, оперирующих на рынке.
Медицинский бизнес является составной частью предпринимательского сообщества, его нельзя рассматривать обособленно от состояния экономических и социальных отношений в обществе, от устоявшихся обычаев и традиций в деловой среде, от преобладающего типа предпринимательского менталитета. В связи с этим обстоятельством обратимся вначале к общим вопросам формирования предпринимательской культуры.
На первый взгляд, значение культуры в предпринимательском деле вообще и в медицинском бизнесе в частности невелико и в традиционном представлении не выходит за рамки вежливого обслуживания потребителей. Однако такой поверхностный взгляд ошибочен. Культура предпринимательства не является чем-то малозначительным и второстепенным. Напротив, именно культурные факторы определяют лицо бизнеса, детерминируют всю систему взаимоотношений субъектов рынка, формируют этические ценности и стереотипы поведения.
Когда говорят о развитости культуры предпринимательства в той или иной стране, то обычно имеют в виду степень цивилизованности бизнеса, его открытость и информационную прозрачность, степень доверия участников рынка друг к другу. Также принимается во внимание уровень правонарушений и коррупции, возможность разрешать конфликтные ситуации с помощью компромиссов и переговоров, а не силовыми способами. В современном понимании предпринимательская культура – это определенное мировоззрение и понимание целей и способов ведения бизнеса, совокупность форм и методов осуществления коммерческой деятельности.
От чего же зависит культура и цивилизованность предприни-мательства? Лежат ли в ее основе этнические, экономические или религиозные факторы? Однозначных ответов на эти вопросы не существует; экономисты, философы, культурологи, правоведы вели и продолжают вести по данной проблематике научные дискуссии, выдвигают различные гипотезы и теоретические концепции. Рассмотрение даже основных из них выходит за рамки нашего курса, поэтому ограничимся самыми общими контурами, обозначив наиболее значимые направления, которые стали основой для формирования некоторых видов предпринимательской культуры.
Одними из первых проблемы культуры стали исследовать французские просветители XVIII в. – Вольтер, Тюрго, Кондорсе, которые отождествляли развитие культуры с развитием разума. «Культурность», «цивилизованность» нации или страны (в противоположность «дикости» и «варварству» первобытных народов) состоит в разумности их общественных порядков и политических учреждений и измеряется совокупностью достижений в области экономики, наук и искусств. Цель культуры, соответствующая высшему разуму, – сделать всех людей счастливыми (эвдемоническая концепция культуры), живущими в согласии с запросами и потребностями своей «естественной» природы (натуралистическая концепция культуры).
В более поздний период сформировались и другие теоретические подходы. В частности, в культуре стали видеть, прежде всего, специфическую систему ценностей и идей, различающихся по их роли в жизни и организации общества того или иного типа. Несколько иными были взгляды на культуру представителей концепции «локальных цивилизаций» – замкнутых и самодостаточных, неповторимых культурных организмов, проходящих сходные этапы роста, созревания и гибели (О.Шпенглер). Отдельные мыслители даже считали культуру средством порабощения и подавления человека (Ф.Ницше).
Все вышеперечисленные нами концепции, а также ряд других теоретических построений, формирует довольно широкий спектр воззрений на феномен культуры.
Предпринимательская культура, являясь частью культуры какой-либо страны или сообщества, во многом формируется за счет ценностных установок, превалирующих в массовом сознании. На основе установившихся ценностей формируются стереотипы и правила поведения, которые, в свою очередь, оформляются с течением времени в предпринимательские обычаи и традиции (см. рис.7.1).
Предпринимательская культура, несмотря на установившиеся обычаи и традиции, по своей природе неоднородна. Отдельные предприниматели, предпринимательские ассоциации и предприятия придерживаются различных убеждений и взглядов на жизнь и способы ведения бизнеса. Одни считают, что обман и нарушение взятых на себя обязательств недопустимы как в делах бизнеса, так и в повседневной жизни; не следуют максимизировать прибыль любой ценой (в том числе за счет низкой оплаты труда, экономии на технике безопасности и социальных расходах). Следует вести бизнес таким образом, чтобы сделать свой персонал и потребителей более счастливыми, необходимо заниматься благотворительностью, участвовать в социальных программах. Философия бизнеса таких предпринимателей базируется на отмечавшихся нами выше эвдемонической и натуралистической концепциях.
Представители других предпринимательских кругов полагают, что в делах бизнеса допустима определенная нечестность, недобросовестная конкуренция, сокрытие прибыли от налогов, обман потребителей. Не исключается также подкуп должностных лиц, взяточничество, приписки и мошенничество. Предприниматели из этой группы аргументируют свою позицию и действия различными доводами, но в целом их точка зрения цементируется теоретическими положениями о культуре как средстве подавления и порабощения человека. Человек, рассуждают они, пришел из животного мира, поэтому в продвижении к своей цели может использовать любые средства, взаимодействуя с внешним миром по принципу «homo homini lupus est» (человек человеку волк).
Между отмеченными нами двумя полярными группами предпринимателей находится огромная масса бизнесменов с нечетко оформленными деловыми и философскими концепциями. Они хотели бы, с одной стороны, оставаться честными и уважаемыми людьми с хорошей репутацией; с другой стороны – не упустить прибыль даже в ситуациях, сомнительных с точки зрения морали и права. Прогресс предпринимательской культуры во многом зависит от того, к какому лагерю примкнет эта многочисленная когорта – к группе социально-ориентированных и законопослушных бизнесменов или к коммерсантам с невысокими моральными качествами.
Склонить чашу весов в ту или иную сторону помогает общественное мнение, складывающееся из мнений наемных работников, потребителей, коллег по бизнесу, зарубежных партнеров. Общественное одобрение или порицание играет в становлении предпринимательской культуры ведущую роль. И если бизнес, вопреки общественному мнению, не воспринимает и не учитывает пожеланий широких слоев общества, то это чревато социальным напряжением и конфликтами.
В странах, вступивших на путь рыночных преобразований в последние десятилетия, предпринимательская культура довольно молода, ее ценности и институты несовершенны. Население, привыкшее за годы социализма к определенному жизненному укладу и социальным льготам, подчас весьма болезненно реагирует на либеральные рыночные преобразования – в первую очередь, на переход к платному образованию и здравоохранению.
С другой стороны, предприниматели, добившиеся богатства и социального статуса за период реформ, не успели отрешиться от прошлого мышления и культуры; они мало внимания уделяют благотворительности и помощи социально незащищенным слоям населения. В то же время в общественном сознании запечатлелись случаи показного потребления многих бизнесменов – включая покупки яхт, самолетов, недвижимости, прочих предметов роскоши.
Резкое неприятие общественным мнением подобной предпринимательской культуры заставляет представителей бизнеса корректировать свои морально-этические позиции и поступки. Принимая во внимание превалирующее мнение населения и органов государственной власти, предприниматели всех уровней постепенно отходят от узкоэгоистических позиций и переходят к различным формам социального партнерства.
Суть социального партнерства – в отсутствии острого противостояния между трудом и капиталом, в нахождении взаимоприемлемых и компромиссных вариантов как для предпринимателей, так и для наемных работников. Способность идти навстречу друг другу, предлагать и находить компромиссные решения – признак высокой предпринимательской культуры. И если подобные процедуры поиска компромиссов и переговоров предпринимателей с наемными работниками поддерживаются общественностью и законом, институциональными структурами (например, профсоюзными организациями), то можно говорить о высокой цивилизованности отношений по линии «бизнес-общество», о достаточном уровне предпринимательской культуры.