Повышение прибыльности медицинских компаний за счет переуступки прав и реорганизации бизнеса

Повышение доходности имеющегося бизнеса – всегда актуальная и значимая тема для владельца медицинской компании. Более того, компания рассматривается ее владельцем как своеобразный ресурс, с помощью которого обеспечивается определенный поток прибыли. Преобразуя этот ресурс, можно менять величину прибыли. Например, лечебно-профилактическое учреждение как ресурс имеет свою рыночную цену, по которой его готовы купить те или иные покупатели. Продав свою компанию, организатор медицинского бизнеса инвестирует полученные финансовые ресурсы в какую-либо иную сферу коммерческой деятельности, в ценные бумаги, депозиты, в недвижимость, то есть в те активы, которые, по его мнению, будут приносить больший доход при более низких издержках.

Продажа бизнеса для предпринимателя – крайний вариант. На практике широко используется и многие другие модели повышения доходности бизнеса за счет продажи или аренды отдельных прав или активов материального и нематериального характера. Такой подход бывает весьма выгоден как для владельца прав (активов), так и для их приобретателя.

Рассмотрим основные варианты реорганизации медицинского бизнеса с целью повышения его доходности.

  1. Франчайзинг. Представим себе медицинскую компанию с успешным и доходным бизнесом, известной торговой маркой и обширной клиентурой. Эта компания обслуживает конечных потребителей в сфере оптовой торговли лекарственными препаратами и аптечного ритейла. Доходность бизнеса является приемлемой, но его владельцы хотят большего и в результате появляется идея продавать всем желающим на определенных условиях:

а) право на использование торговой марки компании;

б) ноу-хау в области оформления интерьеров аптек и обучения персонала;

в) управленческие и организационные схемы внутрифирменных взаимодействий и работы с поставщиками.

Иными словами, предлагается за определенную плату создавать бизнес по своему образу и подобию, то есть фактически «клонировать» его. Выгода при этом обоюдная: с одной стороны, компания-продавец получает постоянные отчисления за делегированные права (что увеличивает доходность бизнеса), с другой стороны, покупатель получает в свое распоряжение готовый медицинский бизнес с раскрученным брэндом.

Подобная схема «клонирования» бизнеса получила название франчайзинга (от фр. franchise – льгота). Франчайзинг – такая форма бизнеса, когда компания-владелец (франчайзор), осуществляет продажу пакета прав (франшизу) другому лицу (франчайзи).

В результате использования такой схемы франчайзор развивается не за счет строительства собственной филиальной сети, а посредством продажи франшизы желающим ее приобрести.

Здесь, конечно, имеются свои трудности и подводные камни. Они заключаются в опасности бесконтрольного тиражирования фирменных ноу-хау и снижения качества предоставляемого потребителям продукта (например, за счет продажи клиентам контрафактных лекарств). А это обстоятельство может подорвать весь бизнес в целом.

Чтобы этого не произошло, сторонами при передаче франшизы заключается договор о взаимных правах и обязанностях. Так, франчайзи берет на себя ответственность оплатить вступительный взнос и затем ежемесячно уплачивать часть дохода с оборота компании (так называемый роялти). Свой бизнес франчайзи контролирует самостоятельно. Функция франчайзора заключается в контроле качества продукции, проведении общих рекламных акций, осуществлении маркетинговых исследований.

Наиболее известный пример аптечного франчайзинга – система аптек американской компании Medicine Shoppe® Pharmacy, владельцы которой продали франшизу на свой бизнес другим предпринимателям из Канады, Китая, Тайваня, Индии, Индонезии, Японии (см. рис.14.1). Всего на сегодняшний день под торговой маркой Medicine Shoppe® Pharmacy осуществляют свою деятельность свыше 900 аптек.

 

 

Рис.14.1. Торговая марка Medicine Shoppe® Pharmacy и российской аптечной сети Ригла.

                Для получения общего представления о требованиях к бизнесу и количественных показателях при продаже франшизы приведем базовые требования Medicine Shoppe® Pharmacy.

Расходы Новый бизнес Преобразование Аптеки и клиники
Организационный взнос $18,000$12,000-$18,000 $10,000
Мебель и оборудование$19,300-$23,300$5,000-$7,000$13,000-$15,000
Тренинги персонала$2,000$2,000$2,000
Затраты на презентацию$1,810$1,010$1,320
Усовершенствования$18,000-$42,000$22,000-$46,000$8,000-$10,000
Подписи и согласования$2,330-$6,190$2,330-$6,190$1,808-$5,425
Инвентарь$72,000-$88,000$4,000-$6,000$64,000-$76,000
Затраты на рекламу и маркетинг$25,972-$31,120$25,972-$31,120$19,546-$23,560
Компьютеры и оборудование аптеки$13,498-$15,998$0-$2,500$13,498-$15,998
Дополнительные фонды$25,000$0-$25,000$25,000
Общие инвестиции$197,910-$253,418$74,312-$144,820$158,172-$184,303

Источник: http://franchise.medicineshoppe.com/steps/invest.asp.

Как видно из представленной таблицы, создание нового бизнеса под торговой маркой Medicine Shoppe® Pharmacy обходится его организаторам в сумму от 198 до 253 тыс. долл., а аптеки и клиники требуют инвестиций в 158-184 тыс. долл.

В российской индустрии здравоохранения франчайзинговые схемы только начинают внедряться. И вызвано это тем, что на медицинских рынках конкуренция в значительной степени обострилась. В этих условиях многие небольшие медицинские и аптечные компании не выдерживают натиска конкурентов и покидают рынок. Использование франчайзинговых схем позволяет выдержать конкурентную борьбу и закрепиться на рынке.

Одной из первых стала применять франчайзинг на российском медицинском рынке аптечная сеть «Ригла», имеющая в своем составе 70 аптек в Москве и московской области и около 40 аптек в регионах. Требования к аптекам-франчайзи «Ригла» предъявляет следующие:

  • Площадь торгового зала аптеки-претендента должна быть не менее 65 кв. м, общая – не менее 100 кв. м;
  • Ежемесячный роялти – 1000 долл.;
  • Оформление одной аптеки в фирменном стиле – 30 тыс. долл.;
  • Целевые регионы – Россия, страны СНГ;
  • Требования к франчайзи – Предприниматель, имеющий опыт управления средним или крупным медицинским бизнесом, нацеленный на долгосрочное сотрудничество, обладающий финансовыми возможностями для создания сети аптек, готовый работать на условиях, изложенных в договоре франчайзинга. Желательно наличие помещений у лицензиата в собственности или на условиях аренды для размещения лицензионных предприятий.
  • Предоставляемая поддержка – Проведение экспертной оценки помещения или земельного участка под строительство аптеки, экономический анализ окупаемости финансовых вложений, консультации по строительству и разработке дизайна, обучение и профессиональная подготовка персонала, помощь в спецификации и закупке оборудования, исключительные условия от лучших поставщиков продукции, проведение общенациональных рекламных кампаний и маркетинговых проектов.
  1. Аренда и лизинг. Иногда с целью увеличения доходности медицинского бизнеса владельцы клиник прибегают к аренде, то есть предоставлению каких-либо материальных и нематериальных активов во временное пользование за определенную плату. В аренду могут сдаваться земельные участки, здания, помещения, оборудование, компьютерные программы, товарные знаки, права на аренду (субаренда).

Арендные отношения бывают весьма удобны начинающим организаторам медицинского бизнеса, а также в условиях дефицита финансовых ресурсов, когда собственных и кредитных возможностей не хватает для приобретения производственных помещений, оборудования или офисов. В то же время сдача в аренду имущества и нематериальных активов выгодна для тех лиц, которые имеют временно свободные и незадействованные ресурсы. С помощью аренды данные активы вовлекаются в оборот и начинают приносить доход своим владельцам. В отношениях аренды, таким образом, участвуют два лица – арендатор и арендодатель, каждого из которых устраивает сложившаяся система взаимоотношений в части получения дохода.

Особую форму арендных отношений представляет лизинг. Собственно термин лизинг происходит от англ. leasing – сдача в аренду, наем;* однако это не обычная аренда, в которой участвуют два лица, а ее модифицированный вариант с тремя участниками. Необходимость введения третьего лица в отношения аренды рассмотрим на конкретном примере.

Частнопрактикующий врач нуждается в приобретении дорогостоящего диагностического оборудования, которое поможет ему расширить бизнес и оказывать более качественные услуги своим пациентам. Однако стоимость оборудования превышает 250 тыс. долл., а такой значительной суммы у частнопрактикующего врача нет. Коммерческие банки не рискуют предоставлять кредиты на приобретение оборудования из-за длительного срока возврата и ненадежности вложений.

В затруднительном положении оказывается и компания-изготовитель диагностического оборудования. Высокая стоимость продукции становится препятствием для ее продажи врачам частной практики и небольшим клиникам с ограниченной платежеспособностью. Таким образом, образуется известный разрыв между интересами организаторов медицинского бизнеса, пациентов и производителей диагностического оборудования, которые не в состоянии самостоятельно разрешить возникшую коллизию.

Урегулировать конфликт интересов удается с помощью лизинговой компании, которая приобретает у предприятия-изготовителя диагностическое оборудование и передает его в аренду (с правом выкупа или без такового) частнопрактикующему врачу. За свои услуги лизинговая компания взимает оговоренный сторонами процент. Как видим, появление лизинговой компании преобразует отношения чистой аренды в целях облегчения спроса и предложения.1

  1. Присоединение, поглощение и выделение бизнеса. Интересы бизнеса заставляют частнопрактикующих врачей и клиники постоянно рассматривать те или иные схемы кооперации с другими медицинскими фирмами, заниматься поиском наиболее выгодных и надежных способов взаимодействия и ведения коммерческой деятельности. Важное место в подобной оптимизации бизнеса занимают варианты присоединения, поглощения и выделения бизнеса, которые бывают необходимы и целесообразны во многих случаях. Рассмотрим основные из них.

Присоединение. В практике предпринимательского дела нередки случаи, когда объединение усилий двух и более медицинских компаний повышает общую эффективность бизнеса, – снижаются расходы на управленческий персонал, понижаются производственные издержки, возникает экономия, вызванная масштабами производства. Например, существуют две компании, одна из которых предоставляет услуги скорой медицинской помощи, другая компания занимается ультразвуковой диагностикой. Присоединение компании скорой помощи к диагностической клинике несет с собой обоюдную выгоду, так как становится возможным оказание услуг УЗИ на дому у пациента, что значительно увеличивает количество клиентов и обеспечивает объединенной компании более высокую прибыль. При этом объединяется интеллектуальный и финансовый потенциал двух медицинских компаний, ресурсы используются более рационально. Кроме того, интегрированная компания сохраняет все лицензии, торговые марки и клиентскую базу с перспективой ее существенного расширения.

Как видим, при присоединении может реализоваться схема, когда присоединенная фирма утрачивает статус юридического лица и становится ординарным подразделением компании.

Слияние. Реорганизация медицинского бизнеса может быть произведена и по схеме слияния, когда все коммерческие предприятия, входящие в состав нового комплекса, прекращают свое существование и на их основе образуется новое юридическое лицо.

К вновь образованному юридическому лицу переходят все права и обязанности каждой из фирм (А, В, С), которые перестают существовать де-юре. Слияние медицинских компаний происходит на основе договора, заключаемого между ними. В договоре прописываются взаимные обязательства, порядок и условия слияния. Поскольку объединяющиеся предприятия утрачивают статус юридического лица, вновь образованное лицо должно получить такой статус со всеми необходимыми процедурами и последующей государственной регистрацией.

                Подобная консолидация медицинских компаний с образованием нового юридического лица, бывает полезна для расширения клиентуры, повышения доли рынков и увеличения конкурентоспособности существующих лечебных учреждений. Объединенные компании диверсифицируют таким образом свою деятельность, делают бизнес более стабильным и эффективным.

Выделение. Новые юридические лица могут создаваться уже существующими медицинскими компаниями с различными целями – для обособления перспективного бизнеса в отдельную фирму, для повышения мотивации персонала, для оптимизации налогов и проч.

Выделенной фирме передается часть полномочий, прав и обязанностей материнского предприятия в соответствии с разделительным балансом. Таким образом происходит расширение бизнеса за счет использования опыта и активов ранее существовавшего предприятия. Вновь образованная фирма является, как правило, аффилированным (взаимосвязанным) лицом с материнским предприятием и осуществляет с ним «дружественный» бизнес в рамках единой управленческой стратегии.

Реорганизация медицинского бизнеса может осуществляться и за счет изменения организационно-правовой формы компании. Рассматривая транс-формацию организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, выше мы анализировали предпосылки и движущие силы подобных изменений. Здесь лишь подчеркнем, что реорганизация правовых конструкций предприятий может осуществляться в любую сторону. Так, закрытое акционерное общество не только может преобразоваться в ОАО, но возможно и обратное движение, когда акции данного ОАО перестают обращаться на открытом рынке, а количество акционеров сокращается до нескольких десятков. Если же все акции этого ОАО переходят в собственность одного лица, то предприятие фактически становится обществом с ограниченной ответственностью. Все отмеченные изменения в организационно-правовых формах предприятия могут происходить только де-факто (фактически), но могут быть зарегистрированы государственными органами в установленном порядке (де-юре).

Как видно из рассмотренных выше схем, медицинский бизнес не остается статичным и окостеневшим в своих организационных, управленческих и правовых конструкциях. Владельцы лечебных учреждений находятся в постоянном поиске путей повышения эффективности бизнеса и увеличения его доходности. С помощью инструментов реорганизации бизнеса расширяется клиентура медицинских компаний, открываются новые перспективы и рынки.

————————————————

* Принято считать, что лизинг возник в 1952 г. в связи с созданием компании «US Leasing Corp.»; под лизингом в современной предпринимательской практике понимается сдача в аренду предметов длительного пользования, таких, как здания, оборудование, компьютеры, автотранспорт и проч.

1 Следует также отметить, что специалисты лизинговой компании дают врачам и клиникам квалифицированные консультации по надежности и стоимости медицинского оборудования, оказывают консалтинговые услуги в части выбора поставщиков, гарантийного и послегарантийного обслуживания.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.