Рассмотрение института медицинского бизнеса было бы неполным без анализа личности предпринимателя, характеристики его ментальности и склада ума. Важно также выявить мотивы и движущие силы предпринимательской деятельности в сфере медицины, определить, какие чувства преобладают в побуждениях организатора медицинского бизнеса – честолюбие, желание помочь людям, профессиональный интерес, любовь к деньгам или что-то иное?
Предпринимательской деятельностью в сфере медицинского бизнеса занимается значительное количество специалистов. Они разные по характеру, привычкам, этическим ценностям, образу мыслей. Однако всем им присущи некие общие черты, позволяющие выделить «обобщенный портрет» предпринимателя, с присущими ему личностными характеристиками и особой мотивацией. Именно этот архетип мы будем иметь в виду, анализируя фигуру организатора медицинского бизнеса, его человеческие и профессиональные качества.
Практика осуществления медицинского бизнеса показывает, что стать реально действующими и успешными предпринимателями в области здравоохранения могут не более 5-6 процентов всего контингента специалистов, занятых в отрасли. Лишь эта незначительная часть людей обладает необходимыми для коммерческой деятельности качествами – целеустремленностью, активностью, организаторскими способностями, предпринимательским талантом, профессиональными знаниями и мастерством. Ограниченность предпринимательского состава вызвана также тем, что далеко не все готовы рисковать, ставя под удар собственные активы и денежные средства. Большинство фармацевтов и врачей во всех странах мира предпочитают спокойную, размеренную жизнь и работу по найму с достойной заработной платой. Что же движет предпринимателями в их повседневной деятельности? На наш взгляд, следует отметить такие побудительные мотивы предпринимательской деятельности, как:
Стремление к самореализации и творчеству, которое воплощается наиболее полно в условиях самостоятельного ведения дел;
Желание оказывать помощь людям, снимая боль и страдания, возвращая пациентам здоровье и радость жизни;
Стремление к профессиональному совершенствованию и финансовому успеху.
Деньги в медицинском бизнесе выступают чаще всего не целью, а средством достижения социального статуса, уважения окружающих, возможностью самореализации, расширением выбора и спектра собственных возможностей. Но в то же время не стоит забывать, что именно деньги и прибыль позволяют, в конечном счете, открыть путь к желанным благам, только с их помощью становится возможным достижение поставленных целей. Поэтому за обладание таким ценнейшим ресурсом как деньги идет непрерывная, каждодневная борьба – то, что в предпринимательском деле принято называть конкуренцией.
Организаторы медицинского бизнеса – люди активные и энергичные; собственные идеи и желание самореализации подталкивают их к действию, заставляют идти на риск ради получения прибыли. Однако для ее получения практически всегда требуются нестандартные, оригинальные идеи и методы их воплощения. Недаром в русском языке издавна термин «предпринимать» трактуется как «затевать, решаться использовать какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного… Предприниматель – лицо, предпринимающее что-либо».
Предпринимательская деятельность чаще всего сочетает в себе самые разные элементы науки, искусства, организаторских способностей, умения управлять и продавать свой продукт. Многие индивиды, пытающиеся организовать собственный бизнес, терпят неудачу и разоряются. Более того, даже для способных и удачливых бизнесменов риск финансовых и материальных потерь всегда реален.
Риск, как неотъемлемая часть предпринимательской деятельности, тесно связан с медицинским бизнесом. Риск означает ситуацию, в которой люди не знают точно, что случится, но представляют последствия вероятных исходов. Риск – это часть реальной жизни и никакие способности человека, даже самые выдающиеся, не способны устранить его. Отношение людей к риску варьируется в зависимости от их личных качеств и от обстоятельств, в которых они оказываются. Специалисты-медики, испытывающие антипатию к риску, редко становятся предпринимателями, так как результатом предпринимательской деятельности могут быть как прибыли, так и убытки.
Для успешной и перспективной предпринимательской деятельности крайне важны удачные идеи, которые ложатся в основу будущего бизнеса. Чаще всего эти идеи подсказывает хозяйственная практика, новые медицинские разработки и текущие потребности индивидов.
Значительная доля бизнес-идей имеет простой и прагматический характер – если у кого-либо бизнес реализуется успешно, то окружающие предпринимателя конкуренты не долго ломают голову – они просто копируют чужой бизнес полностью или с небольшими вариациями. В этом случае бизнесменов-«копировщиков» трудно назвать новаторами и изобретателями, хотя в практичности им не откажешь.
Совсем иной подход демонстрируют предприниматели с особым видением хозяйственной и медицинской практики, со специфическим экономическим мышлением. Текущие и будущие потребности субъектов рынка они фиксируют в памяти и далее пытаются смоделировать в своем воображении бизнес, который бы удовлетворял новым способом эти потребности. О таких предпринимателях без всяких натяжек можно сказать, что они – изобретатели и новаторы в одном лице.
Люди с предпринимательским складом ума и особым экономическим мышлением сочетают в себе, как правило, целый набор личностных качеств, которые и позволяют им реализовывать свои бизнес-проекты.
Одно из важнейших качеств предпринимателя – способность подмечать нереализованные потребности людей и предприятий, на которых можно построить бизнес. Там, где обычный человек проходит мимо, предприниматель остановится и задумается – можно ли на данном явлении сделать деньги. Наблюдательность и способность мысленно смоделировать будущий бизнес – отличительная черта истинных предпринимателей.
Однако наблюдательность и способность выдвигать удачные идеи и бизнес-проекты – только часть дела. Если этими качествами способности индивида ограничиваются, его шансы стать успешным предпринимателем невелики. Оригинальные бизнес-идеи без надлежащего воплощения вырождаются в бесплодное фантазирование и прожектерство. Следовательно, предпринимателю необходимы также такие качества, как целеустремленность, способность активно действовать, воплощать в жизнь намеченные планы.
Реализация запланированных бизнес-проектов требует от организатора медицинского бизнеса неординарных управленческих способностей, умения работать с людьми, государственными и коммерческими структурами. И, наконец, после выстраивания и запуска бизнес-проекта, его необходимо поддерживать в конкурентоспособном состоянии, обеспечивать эффективную эксплуатацию и надлежащую прибыльность. Без соответствующего интеллектуального потенциала, специальных знаний в области фармакологии, медицины, менеджмента, маркетинга, психологии бизнеса и иных наук, выполнение этой задачи ставится под большой вопрос.
В то же время даже хорошее знание перечисленных выше наук не заменит природного таланта, практичности, умения предвидеть будущие события. На стадии старт-апов (начальной стадии бизнеса) важно точно понимать, в каких сегментах рынка имеется платежеспособный спрос, каков его объем и будущая динамика. В этом смысле наиболее удачными являются те медицинские бизнес-проекты, которые основаны на реальном спросе и растущих рынках. Точечный, очаговый спрос может быть закрыт услугами одного-двух квалифицированных частнопрактикующих врачей. Более обширный спрос расширяет возможности до уровня коллективного предпринимателя в виде медицинского партнерства или акционерного общества.
Таким образом, задачи по генерированию бизнес-идей, воплощению их в жизнь, по поддержанию бизнеса в эффективном состоянии, требуют от организатора медицинского бизнеса особых качеств – наблюдательности, воображения, творчества, умения управлять людьми и событиями. При этом в поле зрения организатора медицинского бизнеса постоянно должен находиться текущий спрос и будущая конъюнктура рынка.
Гармоничное сочетание необходимых качеств и профессиональных знаний для предпринимателей – явление не слишком частое. Этим, в основном, и объясняется высокий процент банкротств начинающих предпринимателей – в среднем по всем странам мира до 50 процентов малых предприятий и частнопрактикующих врачей разоряется в первые два года своего существования.