Бизнес должен стать ведущей вузовской дисциплиной

Бизнес-образование в вузах

Бизнес-образование в вузах

Проблемы российского высшего образования проистекают не только от усеченного финансирования вузов, но и из-за недостаточной гибкости наборов учебных дисциплин и программ, предусмотренных государственными образовательными стандартами (ГОСами). Подобно быстроногому Ахиллесу из известной апории, который никак не может догнать черепаху, российские вузы во главе с Минобрнауки, все время отстают от быстро меняющейся экономической и социальной реальности.

Казалось бы, разработали новое поколение ГОСов, почти дотянулись до необходимых кондиций. Но нет, время опять ушло вперед, оставив преподавателей вузов с разработанными программами в отцепленном вагоне ушедшей в прошлое действительности. И вроде бы работает Рособрнадзор, аттестует вузы, делает замечания, журит отстающих. Вполне себе благостная картина.

А тут новый министр Д.Ливанов со своей идеей проверки вузов на предмет эффективности всех огорошил – ребята, король-то голый! Десятки вузов и филиалов надо реорганизовывать или закрывать, так как они плодят недостаточно квалифицированных специалистов (а также бакалавров, магистров, кандидатов и докторов наук).

Вообще-то, конечно, министр открыл секрет Полишинеля, о котором и так все знали. Теперь лишь Минобрнауки решилось объявить об этом публично. Первый трудный шаг к выздоровлению сделан. Теперь дело за последующими шагами. И тут мы снова натолкнемся на такую животрепещущую проблему, как набор образовательных программ, которые можно прореживать вузам по своему усмотрению.

В последнее десятилетие дело обстоит примерно так. Из набора социально-экономических и гуманитарных дисциплин вуз может выбрать те, которые считает приоритетными. К числу дисциплин, имеющим «бронь», относятся иностранный язык, физкультура и история. Кстати, весьма странным представляется то обстоятельство, что люди, изучавшие в школе много лет, например, иностранный язык (иногда с 1-го класса), потом в вузе снова изучают язык пять семестров.

Вместе с тем из перечня преподаваемых дисциплин можно изъять экономику, социологию или политологию. Скажу более – чаще всего в непрофильных вузах так и делается. Педагогические, медицинские, физкультурные, филологические, юридические и многие другие вузы, где экономику и бизнес пожилой преподавательский состав на дух не переносит, обычно не включают даже в курсы по выбору.

Ну и что в этом страшного – спросит читатель. Зачем, например, педагогу, врачу или тренеру бизнес. Не изучали его раньше – и ничего, никто не умер. Рассуждение правильное, но весьма старое, замшелое и пропахшее нафталином.

Одной из главных проблем современного высшего образования является работа выпускников не по специальности. Психологический удар, который получает выпускник вуза, не нашедший соответствующую работу, весьма чувствителен. Что же я, зря учился? Это вызывает не только личную фрустрацию, но и озлобленность, обиду на общество.

Если же студенту давать теоретические и практические уроки бизнеса уже на младших курсах, то полученные знания и умения можно будет использовать уже в процессе обучения. На выходе из вуза студент может: а) быть лучше подготовлен к работе в реальных условиях; б) быть универсалом, как в своей профессиональной отрасли, так и за ее пределами; в) иметь другое мышление, то есть не ждать гарантированных рабочих мест и зарплат от государства, а самому создавать их.

Это касается как людей с инженерным, так и с гуманитарным образованием. Из тренеров, в конечном счете, формируются менеджеры, руководящие спортсооружениями и профессиональными клубами; из врачей получаются главврачи, которые выполняют функции менеджеров; из работников культуры вырастают администраторы театров и филармоний, которые ведут этот сложный бизнес; из инженеров выходят неплохие предприниматели инновационного бизнеса. Этот перечень можно продолжать весьма долго.

Резюмируя сказанное, мы можем сказать, что бизнес – это не только учебная дисциплина и предмет, который нужно сдать. Это еще и жизненная позиция, ценности, еще одна платформа для карьеры и приложения полученных знаний. Бизнес – это мостик, связывающий профессиональные знания и реальную жизнь человека. И даже если выпускник не пойдет по стезе предпринимательства, все равно он должен хорошо знать, как это делается.

Другой стороной вопроса качественного преподавания бизнеса является преподаватели. В идеале это должны делать действующие бизнесмены, имеющие надлежащий опыт и богатую практику. На этом поле дела в вузах обстоят не очень хорошо.

Зарплата вузовского преподавателя, да еще без ученой степени, мягко говоря, не привлекательна для успешных предпринимателей. А слушать лекции доцентов и профессоров, которые имеют лишь академические знания – это всего лишь полдела. Данный вопрос в будущем надо как-то решать.

Полагаю, что следует безотлагательно начать подготовку и переподготовку вузовских преподавателей, которые бы могли качественно вести соответствующие курсы, теоретические и практические дисциплины. На выходе из ИПК преподаватели бизнес-дисциплин должны быть сертифицированы по градации, разработанной Минобрнауки. Тогда наряду с другими позитивными изменениями, высшее образование получит хороший импульс для динамичного движения вперед.

 

Похожее ...

1 Комментарий

  1. Тихон:

    Не лукавьте, новым ФГОС предусматривается деление учебных дисциплин на базовые и вариативные. Экономика по многим направлениям подготовки значится в числе именно базовых, т.е. обязательных, а не выборных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.