Прямая зависимость получения профильного образования и работы по специальности в современных условиях ослабела, и действует по-иному, чем это было еще 20-30 лет назад. Ныне экономика и общество меняются с калейдоскопической быстротой. Кардинальные сдвиги в технологиях, производстве, торговле и сфере услуг качественно преображают экономическую и социальную среду. Естественно, что образовательная система весьма консервативна и всегда идет на шаг позади, постепенно вбирая в себя возникшие инновации и адаптируя под них учебный процесс.
Люди, которые не могут ждать так долго, идут по пути личных инициатив, получая второе и третье высшее образование, заканчивая школы бизнеса и внутренние корпоративные университеты. Так, например, индустрия фитнеса в нашей стране практически никак не связана с вузами физической культуры, так как имеет внутреннюю систему подготовки и переподготовки кадров, о которой спортивные вузы могут только мечтать.
В условиях, когда отечественные высшие учебные заведения сориентированы на подготовку бакалавров – то есть специалистов с базовыми знаниями, которых легко доучить и переучить, университетскую внутреннюю структуру и организацию следует приспособить под новые тенденции, а не пытаться старые модели и схемы рихтовать под новые условия.
Какого рода изменения нужны отечественным вузам? Используя метод выдвижения «апрельских тезисов» Ленина, обозначим их по укрупненным группам.
1. Академические свободы и внутренняя среда. Обеспечить гибкость, высокую адаптивность к быстро меняющимся внешним условиям может только университет, имеющий иную организационно-правовую и управленческую структуру, нежели это практикуется сейчас под эгидой государственного образовательного учреждения. Даже для крупнейших и самых влиятельных вузов открытие новых факультетов и специальностей, изменение зарплат и штатного расписания, выделение новых лабораторий и исследовательских направлений превращается в большую проблему. Я уже не говорю о таких забытых вещах, как предоставление качественного жилья преподавателям и вспомогательному составу, дополнительного медицинского и пенсионного страхования, транспорта и иных услуг из расширенного соцпакета.
Академических свобод маловато. Государство по привычке боится, что все и вся разворуют, распилят и рассуют по карманам. Чтобы этого не произошло, нужно всех жестко контролировать, «тянуть и не пущать». Есть ли основания для такого рода опасений? Бесспорно, есть. Однако изменения здесь необходимы. Воспитание и возрождение нового духа исследований, приобщенности к науке, осознание собственной миссии вуза как средоточия высокой культуры и нравственности – обязательная предпосылка для преодоления косности, коррупции и застоя в отечественных вузах.
2. Преподаватели. С преподавателями в российских вузах назревает все большая и большая проблема. Дело дошло до того, что Президент страны призывает приглашать на работу в российские вузы иностранных профессоров. Они, дескать, лучше подготовлены и взяток не берут. Эта ситуация напоминает мне отечественный хоккей (да и футбол тоже) начала 2000-х годов. Тогда тоже руководство хоккейной лиги никак не могло найти честных арбитров, которые бы проводили матчи по правилам, а не в зависимости от того, кто больше даст. Сейчас руководители КХЛ эту проблему сняли. Предстоит ее решить и вузам.
Иностранные преподаватели и научо-образовательные обмены – дело, бесспорно, хорошее. Но я с трудом представляю себе, где вузы будут брать такие деньги. Для примера скажу, что профессор Сорбонны получает зарплату в 15 тыс. евро (или 600 тыс. руб. в пересчете по текущему курсу). Для того, чтобы такой профессор прочитал в вузе курс лекций, ему необходимо предоставить комфортное жилье, страховку, качественное медицинское обслуживание. Все это буде составлять в совокупности никак не меньше 1,5 млн. руб. в месяц.
Мне представляется, что эта затея слишком дорогая и большинству провинциальных вузов не по плечу. Для начала, видимо, следует наладить миграцию собственных профессоров, определить их научные рейтинги, востребованность образовательным и студенческим сообществом. Это мероприятие будет стоить, как минимум в 10 раз дешевле, а пользы отечественному высшему образованию принесет гораздо больше.
Другой аспект преподавательской проблемы состоит в старении кадров и вытеснение сильной половины из состава кафедр половиной прекрасной. На мой взгляд, это весьма тревожная тенденция, которая приводит к размыванию интеллектуального потенциала вузовского научного сообщества.
3. Финансы. Финансирование образования – тема, которая навязла в зубах. Но что поделаешь: стержнем любого реформирования являются люди и деньги. Однако в выступлениях нашего руководства эта тема звучит нечасто. Говорят об утечке умов, о том, что их было бы неплохо вернуть назад. Говорят о реформе армии и полиции, где молодой лейтенант будет получать от 35 до 40 тыс. руб. Это, несомненно, здорово. Однако только в том случае, если не сравнивать эти цифры с зарплатами доцентов и профессоров, которые составляют от 14 до 24 тыс. руб. в месяц.
Такие огромные диспропорции немедленно сказываются на мотивации талантливых молодых людей к занятиям наукой и преподаванию. Ведь доцентом можно стать только через пять лет после защиты кандидатской диссертации. Что же говорить про докторскую. А жить надо здесь и сейчас.
Скромная зарплата преподавателей вузов приводит к высокому уровню поборов и коррупции в вузах, где каждый зачет и экзамен стоит известных денег. Тем более, что работающие студенты согласны платить по установленной таксе. В результате – разложение моральных устоев преподавателей и студентов, с младых ногтей знающих, что у нас за деньги все можно купить – начиная от зачета и заканчивая красным дипломом.
Как будет действовать власть на пути реформирования высшего образования – по-прежнему бороться с переизбытком экономистов и юристов или всерьез взявшись за глубокие проблемы, мы, скорее всего, увидим только после выборов в Госдуму и Президента РФ, то есть уже в 2012 году.
Убирать призыв надо или в 12 против Путина и Медведева голосовать.