Упростить последующий анализ отрасли промышленного туризма, лучше понять его экономическую, социальную, развлекательную и просветительную природу, нам поможет подразделение участников отрасли на основных и вспомогательных игроков.
Для лучшей визуализации и запоминаемости представим основных участников сферы промтуризма в виде схемы (см. рис.2). Центральная окружность представляет собой всю совокупность экскурсионно-туристических рынков, их инфраструктуру, правовое, информационное и кадровое обеспечение. Поскольку о самих рынках и интересах их участников мы будем говорить подробнее ниже, сейчас ограничимся лишь общими штрихами.
Условно игроков промышленной туриндустрии можно поделить на 4 больших класса:
- Производителей услуг, сервисов и информации;
- Потребителей туристических туров, медийных и экскурсионных услуг;
- Обеспечивающих инфраструктурных компаний;
- Государственные и муниципальные органы, осуществляющих взаимодействие с туристическим бизнесом, производящих стимулирующие, надзорные и контрольные функции в области предпринимательства, образования, культуры, инноваций.
Одна из главных групп участников промышленного туризма – это принимающая сторона, то есть предприятия из самых разных сфер бизнеса – машиностроительного, пищевого, энергетического, сельскохозяйственного, строительного и проч. В этот же перечень мы вправе включить и такие «непромышленные» объекты, как университеты и колледжи (которые регулярно проводят Дни открытых дверей, т.е. своеобразные туристические туры), органы государственной власти и управления (начиная от Госдумы и заканчивая местными администрациями), учреждения коммунального хозяйства, отвечающие за утилизацию отходов, переработку пластиковой тары и т.п.
Следующим контингентом участников являются потребители, которых на схеме мы условно обозначили как учащихся и студентов. На самом деле это, конечно, не только школьники и люди, обучающиеся в учреждениях среднего специально и высшего образования (хотя таковых в промышленных турах большинство). В последние годы промышленным туризмом интересуются и другие сегменты туристического рынка – люди старшего поколения, лица со средним и высоким доходом, домохозяйки.
Заинтересованной стороной промышленного туризма являются и образовательные учреждения всех уровней. Их интерес, чаще всего, некоммерческого характера. Промышленные туры расширяют кругозор подопечных вузов, школ, интернатов и колледжей, дополняет профессионально-ориентированные дисциплины, ознакомительные, производственные и преддипломные практики.
Разумеется, одной из главных действующих групп участников промышленного туризма являются организаторы и владельцы соответствующих фирм – тренинговых, экскурсионных, медийных, посреднических, консалтинговых, маркетинговых, сетевых. К этой же группе игроков примыкает и вспомогательный бизнес, который зарабатывает на обслуживании туров. Это и индивидуальные предприниматели, и арендаторы помещений, транспортные компании, предприятия общественного питания, кафе, гостиницы, рестораны.
Обеспечивают контроль за отраслью государственные структуры, которые также активно способствуют развитию всех направлений промышленного туризма, поскольку от его развития зависят доходы населения, рабочие места, налоговые поступления в местные бюджеты.