С начала 2015 года в России вступает в силу закон о научных работниках, который устанавливает для руководителей исследовательских организаций возрастные ограничения, а также вводит обязательную периодическую аттестацию для профессорско-преподавательского состава. Теперь руководителями НИИ, КБ и прочих государственных исследовательских структур могут быть люди, не старше 65 лет. Как исключение, допускается продление трудовых соглашений с главами таких организаций до 70 лет. Как известно, подобная практика существует уже полтора десятка лет для ректоров вузов. Теперь же законодатели решили распространить существующие наработки и на сферу российской науки.
Причиной тому послужила ситуация, сложившаяся в системе Академии наук, вузах и отраслевых НИИ, когда руководителями научных учреждений являются люди весьма преклонного возраста. С одной стороны, это имеет свои положительные стороны, так как руководители с большим опытом совершают меньше ошибок, с другой – это явный негатив из-за излишнего консерватизма, утраты современных знаний, перекрытия карьерных путей для молодёжи и уже сложившихся специалистов. Таким образом, вводимый законом возрастной ценз призван облегчить внутреннюю ротацию руководителей и освободить карьерные лифты.
Помимо этого, закон должен хотя бы отчасти решить задачу мотивации научных сотрудников в плане освоения новых знаний. Известно, что существенная часть работников научных организаций со временем перестаёт интересоваться исследованиями и новыми разработками, пытается жить старым багажом. Для них законодатели приготовили такое испытанное средство, как периодическая аттестация, которая должна проводиться не менее 1 раза в пять лет. Кроме того, при приёме на работу новых научных и научно-педагогических сотрудников работодатель теперь вправе выяснять уровень знаний претендентов, после чего неподходящие по квалификационным требованиям специалисты могут быть отвергнуты.
Законодатели считают, что с помощью инструментов входного тестирования и периодических аттестаций вузы и научные учреждения смогут наконец избавиться от престарелых профессоров и научных сотрудников, которые не опаздывают, не употребляют алкоголя и не нарушают трудовой дисциплины, но при этом давно утратили квалификацию.
Дело теперь за малым – Министерству образования и науки нужно согласовать с Минтруда списки вышеупомянутых сотрудников, которые вскоре потеряют работу. Надо полагать, что после такого шага у министра Д. Ливанова прибавится врагов и недоброжелателей.