Рассмотрим некоторые конкретные оффшорные зоны Европы и условия образования и функционирования оффшорных компаний в них.
Остров Мэн – небольшой остров в Ирландском море с населением в 70 тыс. человек. Является членом Британского содружества и ассоциированным членом Европейского сообщества; сохраняет за собой полную самостоятельность в вопросах налогообложения.
Местные налоги невелики и составляют 15% с физических лиц и 20% с юридических лиц. Если же зарегистрированная на острове оффшорная компания не приносит прямого дохода никому из местных жителей, она может быть освобождена от уплаты подоходного налога и вместо него уплачивать ежегодную госпошлину, не зависящую от размера дохода и его наличия.
Все зарегистрированные на острове компании должны иметь здесь официально зарегистрированный офис, а в названием компании с ограниченной ответственностью должно быть слово «limited». Минимальное число директоров компаний на острове должно быть не менее двух; число держателей акций также должно составлять не менее двух юридических или физических лиц.
Гибралтар (Брит.) – нейтральная территория возле пролива между Испанией и Марокко с населением в 30 тыс. человек. Ограничений на местожительство или национальность директоров компаний, зарегистрированных на Гибралтаре, не существует. Требования, чтобы директора являлись владельцами акций компании, также не предъявляется. Таким образом, директорами могут быть сторонние лица, управляющие компанией по доверенности. Каждая компания должна иметь зарегистрированный офис на территории Гибралтара, где должна вестись документация.
Для ходатайства об освобождении от налогов, которое дается сроком на 25 лет, необходимо, чтобы компания отвечала следующим требованиям:
- Была зарегистрирована на Гибралтаре;
- Оплаченная часть акционерного капитала составляла не менее 100 фунтов стерлингов (или эквивалентной суммы в иностранной валюте);
- Не занималась торговыми операциями на Гибралтаре или с гибралтарцами;
- Гибралтарцы не должны получать дивидендов по акциям данной компании.
Гернси и Джерси. Расположены в проливе Ла-Манш недалеко от побережья Франции. Территории имеют собственное налоговое законодательство; здесь примерно та же правовая база, что и на острове Мэн. Если компания уплачивает 610 фунтов стерлингов годового сбора, то она не будет уплачивать налогов.
Кипр. Сочетает в себе преимущества льготного режима налогообложения и соглашений об исключении двойного налогообложения. Прибыль оффшорной компании облагается налогом по ставке 4,25%. Оффшорные компании, открытые на Кипре, могут иметь на острове административный офис. При этом сотрудники компании и члены их семей могут получить вид на жительство на Кипре. К началу 1997 г. более 900 оффшорных компаний содержали на острове полностью оборудованные офисы. В них заняты 2,5 тыс. иностранных служащих и 1,5 тыс. резидентов Кипра.
Покупка оффшорных компаний для юридических и физических лиц в мировой практике не слишком обременительна: стоимость оффшора на Багамах составляет примерно 500 долл. США, в Либерии – 825 долл., Гибралтаре – 950 долл., Ирландии – 975 долл., на Сейшелах – 400 долл. В пределах 1000 долл. США находится и стоимость оффшорных компаний в других юрисдикциях.
Начиная с 1990-х годов оффшорный бизнес получил в России широкое распространение. Тысячи отечественных коммерческих банков, инвестиционных и промышленных компаний включились в международный оффшорный бизнес, стали создавать в оффшорных зонах свои филиалы и холдинги. Кроме того, некоторые республики в составе Российской Федерации, речь о которых пойдет ниже, образовали на своих территориях оффшорные зоны с целью привлечения финансовых средств извне.
Естественно, что российское государство не может оставаться безучастным к таким жизненно важным экономическим процессам, которые напрямую затрагивают его интересы. Эти интересы заключаются в следующем. В оффшорном бизнесе имеется три заинтересованные стороны – оффшорная компания, оффшорная зона и то государство, чья компания регистрируется в оффшорной юрисдикции. Для первых двух участников деловые отношения носят обоюдовыгодный характер, – оффшорная юрисдикция решает свои финансовые проблемы за счет сборов с компаний-нерезидентов, а предприятия получают действенный инструмент для сокращения налоговых выплат и максимизации прибыли.
Что же касается третьего участника – государства, чьи компании регистрируются в оффшорной зоне, то его выгоды носят неочевидный характер. Поэтому при законодательном разрешении оффшорного бизнеса в расчет должны приниматься два разноплановых соображения: во-первых, оффшорный статус позволяет национальным компаниям действовать на международных рынках анонимно и с минимальными налоговыми потерями, что, несомненно, повышает их конкурентоспособность. Но в то же время следует учитывать и второе важное обстоятельство: оффшорный статус частично или полностью выводит национальные компании из-под налогообложения, а также позволяет почти бесконтрольно осуществлять международную миграцию капиталов, что может обернуться для государства значительными финансовыми потерями.
Ныне действующая в России система регулирования внешнеэкономической деятельности не препятствует функционированию оффшорного бизнеса. Вместе с тем она содержит ряд ограничений, позволяющих в определенной степени контролировать данный вид бизнеса с целью исключения злоупотреблений в этой сфере. Основными законодательными и нормативными актами в области регламентирования оффшорного бизнеса являются Закон РФ «О валютном регулировании», весь пакет законов о налогообложении, об иностранных инвестициях и разделе продукции, нормативы и инструкции министерства по налогам и сборам, а также Центробанка России.
Несмотря на разноплановость всех перечисленных законодательных и нормативных актов, все они в той или иной мере пытаются защитить интересы государства и снизить финансовые потери, которые может принести неконтролируемый оффшорный бизнес. В ряду этих мер важнейшее место занимают наднациональные (международные) правовые акты и соглашения – в частности, соглашения об исключении двойного налогообложения. Смысл подобных соглашений заключается в попытке упорядочения налоговых сборов и справедливого их раздела.
Существуют два основных подхода к этой проблеме. Первый подход состоит в полном освобождении от налогов предприятия, которое уже заплатило налоги или сборы в одном из государств-участников договора об устранении двойного налогообложения. Очевидно, что подобной системы, как правило, придерживаются государства, имеющие приблизительно равные балансы сборов с компаний-нерезидентов. Система освобождения от налогов при наличии соответствующего соглашения используется в Нидерландах, Австрии, Швейцарии, Франции, Норвегии и России.
Второй подход в упорядочении налогов и сборов состоит в том, что если предприятие уплатило налог за рубежом, то он засчитывается ему при выплате внутренних налогов. Таким образом, если за рубежом предприятие уплатило сумму, превышающую внутренние платежи, то оно полностью освобождается от налогов; если внешние платежи меньше внутренних, то в своей стране предприятием доплачивается разница. Данная система получила название налогового кредита и практикуется в США, Японии, Ирландии, Греции и ряде других государств.
В настоящее время на территории России действуют несколько оффшорных зон. Одна из них предназначена для компаний-нерезидентов и базируется в республике Ингушетия (ныне прекратила свое существование). Другие оффшорные зоны ориентируется на резидентов и находится в Калмыкии, на Алтае некоторых других регионах России. Рассмотрим в общих чертах каждую из них.
Зона экономического благоприятствования «Ингушетия» была создана в соответствии с федеральным законом «О центре международного бизнеса “Ингушетия’’» на территории столицы республики в г. Назрань. Создание оффшорной зоны «Ингушетия» было вызвано попыткой центральной власти помочь республике материально, не прибегая тем не менее к прямым бюджетным субсидиям. Образованная в Ингушетии оффшорная зона изначально предназначалась для компаний-нерезидентов. Зарегистрированные здесь фирмы освобождались от всех налогов и валютного контроля. Вместо налогов взимались годовые и регистрационные сборы.
По прошествии нескольких лет функционирования оффшорная зона «Ингушетия» была упразднена. Итоги ее деятельность весьма неоднозначны. С одной стороны, определенные финансовые средства были получены, и Назрань как столица, в значительной степени улучшила свою инфраструктуру и внешний облик. В то же время иностранные компании регистрировались в данной оффшорной юрисдикции весьма неохотно из-за нестабильной политической и социальной обстановки. Отсюда можно сделать немаловажный вывод о том, что оффшорный режим – необходимое, но не достаточное условие эффективного развития и материального благополучия территории. Важнейшими факторами являются также политическая и социальная стабильность, а также наличие определенной инфраструктуры и финансового сервиса.
Еще одной оффшорной юрисдикцией России является республика Калмыкия. Ее отличие от классической оффшорной зоны состоит в том, что она ориентирована на внутренние, российские предприятия. Логика создания Калмыцкой оффшорной зоны такова: каждая республика и любой другой субъект РФ уплачивает определенную долю налогов в федеральный бюджет, а другую часть налогов оставляет себе, для исполнения местных бюджетов. Ставки по налогам, уплачиваемым в местные бюджеты, субъекты федерации могут устанавливать самостоятельно, с условием не превышать установленного максимума.
Многие республики и области в составе России пошли по пути установления максимальных ставок в связи с тем, что местные бюджеты перегружены в своей расходной части и постоянно нуждаются в деньгах.
Руководство республики Калмыкия избрало иной путь – путь «налоговой конкуренции». Было решено за счет создания благоприятных налоговых условий привлечь в республику предприятия из других субъектов федерации. В этом случае низкие местные налоги (а стало быть, и небольшие поступления от них) должны перекрываться за счет большого количества внешних юридических лиц, которые уплачивают сниженные налоги и разовые сборы (см. рис.1).
Таким образом, за счет введения налоговых льгот решаются следующие задачи:
- Сниженные местные налоги лучше собираются, так как налогоплательщики всегда расстаются легче с небольшими суммами;
- Местный бюджет пополняется за счет внешних источников;
- Снижается количество налоговых правонарушений.
Учитывая все вышеперечисленные аргументы, Народный Хурал (парламент) республики принял закон «О предоставлении налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков», в соответствии с которым предприятиям из других регионов России предоставляются значительные налоговые преференции. В частности, предприятия освобождаются от республиканского налога на прибыль, на имущество, на содержание объектов соцкультбыта, на рекламу, на приобретение автотранспорта.
Вместо налога на прибыль внешние предприятия уплачивают в Калмыкии ежегодный регистрационный сбор в размере 500 минимальных размеров оплаты труда, который может вноситься ежеквартально равными частями. Исполнительные органы предприятий должны находиться на территории республики. В составе совета директоров должен быть, по крайней мере, один местный житель с годовой заработной платой не менее 24 минимальных окладов.
Налоговое законодательство Калмыкии характеризуется следующими особенностями:
- фирмы, имеющие налоговые преференции, не должны быть нерезидентами;
- юридические лица, зарегистрированные в Калмыкии, вправе иметь свой офис и персонал. В то же время их банковские счета могут быть открыты за пределами Калмыкии;
- допускается наличие номинальных директоров.
Все вышеперечисленные привилегии делают территорию Калмыкии районом, удобным для регистрации различных промышленных, посреднических, финансовых и иных компаний, осуществляющих широкий круг операций на внешнем и внутреннем рынке.
Вслед за Калмыкией был образован другой новый российский оффшор – Эколого-экономический регион «Алтай», созданный по решению правительства Республики Алтай. Очевидно, что для привлечения к себе клиентов новый оффшор должен был предложить условия, более выгодные, чем имелись у его основных конкурентов. Руководством Республики Алтай был изучен опыт существования российских оффшорных зон, перенят лучший калмыцкий опыт формирования республиканского правового пространства для предприятий-нерезидентов. В частности, в Законе Республики Алтай давались гарантии неизменности ставок налогов для предприятий-участников ЭЭР «Алтай» в течение всего срока их деятельности (на срок 5 лет и более).
Однако, применив все это, ЭЭР «Алтай» в лучшем случае встал бы на один уровень с Калмыкией, имевшей к тому времени широкую сеть представительств и значительное количество клиентов. Поэтому, для того чтобы привлечь клиентов, участникам ЭЭР «Алтай» была предоставлена льгота по НДС в размере 25% суммы налога к уплате, в части поступающей в бюджет Республики Алтай. С этой же целью ежегодный сбор с предприятий-участников ЭЭР «Алтай» был установлен в размере 3000 долл. США против калмыцких 6800 и ингушских 3953. Ставки налогов для предприятий-участников ЭЭР «Алтай» составили: НДС – 20%, налог на прибыль – 11%, налог на пользователей автодорог – 1%. ЭЭР «Алтай» также дает возможность предприятиям перейти на упрощенную систему учета и отчетности, заменив все совокупные налоги единым налогом, который составляет 3,33% от валовой выручки.
Эти льготы привлекли внимание многих предприятий к молодой оффшорной зоне, позволили Дирекции ЭЭР «Алтай» быстро увеличить количество своих клиентов (более 2500) и развернуть широкую сеть представительств на территории Российской Федерации.