Крупные проигрыши столичного «Спартака» португальской «Порту» в выездном и домашнем матче Лиги Европы, поражение казанского «Рубина», невыразительная игра российской сборной по футболу со сборной Катара, Армении и Ирана настраивают на невеселые размышления о перспективах российского футбольного бизнеса. Траектория его развития в последние годы весьма замысловатая, с определенными подъемами и спадами, с чередованиями всплесков надежд болельщиков и сильными разочарованиями.
В преддверии грядущего чемпионата мира по футболу в нашей стране многие специалисты высказывают глубокую озабоченность в связи с формирующимися негативными тенденциями, отмечают коррумпированность и некомпетентность руководителей и спонсоров спортивного бизнеса. Вот что говорит по этому поводу А.Бубнов, которого в незнании футбола и футбольной специфики заподозрить никак нельзя: «Где те четыре клуба, которые большинство СМИ активно пиарили после выхода в весеннюю стадию Лиги Европы, которую мы собирались выигрывать? Вот и чемпионат мира 2018 года тоже собираемся… Словом, наши клубы провалились с треском, а их выступление это такая общая оценка. Кому? Вкладывающим в них непомерные средства олигархам: Леониду Федуну, Алексею Миллеру, Евгению Гинеру, всему коррумпированному российскому чемпионату, деятельности РФС». (См.: rusteam.permian.ru).
Сказано жестко и прямо. Причем аналогичных позиций и оценок придерживаются многие другие эксперты и болельщики отечественного футбола. Признаюсь, меня также очень тревожит неблагоприятная перспектива развития российского футбола и нашего футбольного бизнеса. Однако на проблему мне бы хотелось взглянуть под несколько иным углом зрения – с точки зрения этических и экономических основ.
Начнем с общеизвестной истины, что интерес болельщиков к тому или иному виду спорта в значительной степени зависит от достижений спортсменов, их побед в престижных соревнованиях. Увеличение числа побед ведет к возрастанию популярности отдельно взятого вида спорта, нарастанию интереса к нему со стороны болельщиков, спонсоров и рекламодателей. И напротив, разгромные поражения, слабоволие, наплевательское отношение к делу, к коллегам и собственному клубу – все это неизменно ведет к снижению популярности. Деньги как главный стимул спорта, затмевающий патриотизм и личностные качества, ведут к стагнации и разложению. Наш известный футбольный эксперт и выдающийся футболист Е.Ловчев так комментирует ситуацию в отечественной футбольной среде: «Ко многим представителям нынешнего поколения игроков я отношусь плохо. Их поведение на поле и вне его не вызывает у меня уважения. Пусть обижаются и зовут это как хотят – измена, переход в чужой лагерь… А за что, к примеру, мне уважать Аршавина? За то, что он выкручивал руки «Зениту», сначала шантажируя тем, что уйдет в «Спартак» а потом, после значительного повышения зарплаты, требовал отпустить его в Англию, не желая возвращать родному клубу неустойку за досрочное расторжение контракта? Я вырос в другой среде и привык к иным отношениям между людьми» (см. livetv.ru/lenta/2967/).
Нездоровая корпоративная культура нашего футбольного бизнеса может бумерангом ударить по доходам клубов, тренеров и руководства РФС. Атмосфера максимизации прибыли постепенно вытесняет дух спортивного соперничества. А это, как не парадоксально звучит, сильно вредит самому футбольному бизнесу. Болельщики все чаще удивляются, почему футболисты из некоторых стран и клубов, не имеющие больших бюджетов и астрономических доходов игроков, относятся к футболу иначе, чем российские игроки. Например, накануне матча со Словенией наши футболисты были замечены в ночном клубе. И это не единичный случай. А результаты игр со Словенией всем известны.
Такие эпизоды снижают авторитет российского футбола, понижают интерес к играм внутреннего чемпионата страны. Долгое время центральные телевизионные каналы отказывались транслировать игры регулярного чемпионата и кубковые встречи из-за низкого зрительского рейтинга, предпочитая вставлять в сетку вещания телесериалы и развлекательные передачи. Теперь возвращающийся было интерес можно довольно быстро подорвать игрой и поведением многих наших игроков.
Далее события будут развиваться по известной цепочке: снижающийся интерес болельщиков – малая заинтересованность рекламодателей из-за сжимающейся аудитории – снижение доходов клубов и организаторов футбольного бизнеса.
Следует также отметить, что большой спорт (и футбол, в частности) – это инструмент рекламы и пропаганды достижений той или иной страны. Государственным деятелям приятно, что в их стране футбол процветает, принося определенные дивиденды в виде повышения самосознания нации, гордости за свой народ. То же самое можно сказать и о губернаторах, содержащих отдельные футбольные клубы на бюджетные деньги. Победы местного клуба добавляют им популярности.
Настроения быстро меняются на противоположные в том случае, когда футболисты перестают относиться к своей работе со всей ответственностью. Волна народного недовольства и насмешек уничтожает не только уважение к футболистам и организаторам футбольного бизнеса, но и в значительной мере подрывает их доходы. Разочарованная общественность принимается считать зарплаты футболистов и тренеров, выражает сомнения, нужно ли тратить 140 млрд. руб. на ЧМ-2018, если это не принесет нам ничего, кроме досады и комплекса неполноценности.
Похоже, что уже назрели (и даже перезрели) кардинальные реформы в российском футбольном бизнесе как в кадровом, так и организационном вопросе. Ситуация напоминает ухудшавшуюся год от года динамику в отечественном хоккейном бизнесе, которую таки удалось радикально улучшить в последние годы. Футболу это, по-видимому, только предстоит.