Немного истории и теории
Скептицизм в экономике и бизнесе – это учение, ведущее свои истоки из эпохи античности. Уже тогда значительная часть мыслителей, софистов и философов придерживалась той точки зрения, что полное знание о каких-либо предметах или явлениях недостижимо, поскольку, во-первых, всё быстро меняется и «в одну реку нельзя войти дважды», то есть меняется река, человек в неё входящий, меняется окружающий мир, время года и т. д., и, во-вторых, всё, что мы воспринимаем органами чувств – это всего лишь видимость реального мира, наши субъективные ощущения; которые часто вводят нас в заблуждение; настоящая истинная природа вещей нам недоступна. И действительно, многие люди видят вроде бы одно, но воспринимают это по-разному, и делают подчас противоположные выводы. Например, распался СССР — это увидели все, но почему это произошло, высказываются десятки и сотни разных мнений.
Разрыв между незримой реальностью и наблюдаемой всеми действительностью отлично продемонстрирован во всемирно известном кинофильме «Матрица», где истинная картина мира спрятана от внешнего наблюдателя и живущих в нём людей.
Создателем учения скептицизма (от греческого скептикос – разглядывающий, изучающий) считается древнегреческий философ Пиррон, который отвечал на основные вопросы бытия так: «Какими являются окружающие нас вещи, каковы их качества? – мы не знаем. Не знаем мы ничего и о богах, о человеческой душе. Даже наши знания о себе и окружающих людях ограничены – и мы не можем с этим ничего поделать». Аналогичные взгляды высказывал и Сократ, который говорил: «Я знаю только то, что ничего не знаю».
А раз так, то состояние удовлетворённости, счастья для мудреца достигается воздержанием от суждений о вещах, о которых мы мало что знаем. Так появляется и укрепляется душевное спокойствие за счёт высших ценностей – невозмутимости и мудрой безмятежности (атараксии).
Современная трактовка
Со времён Пиррона, его первых учеников и последователей прошло уже более двух тысячелетий, но учение экономического скептицизма по-прежнему живо и имеет немало сторонников.
Его главную сущность коротко можно описать следующим образом. По своей сути, предпринимательская деятельность связана со множеством неизвестных. Чтобы получить прибыль от производства и реализации какого-либо товара предприниматель должен купить необходимые компоненты, комплектующие и средства производства по известной цене, а продать по неизвестной. Риски, возникающие от незнания (неопределённости) будущей ситуации, от быстро меняющейся конъюнктуры рынка, совершенно неизбежны и составляют сердцевину предпринимательства. А раз потери также вероятны, как и большие прибыли, то и к тому, и к другому бизнесмену следует относиться хладнокровно, не теряя присутствие духа и не впадая в излишние эмоции.