Вопрос о том, что представляет собой научное творчество, кажется со стороны достаточно простым, но таковым на самом деле не является. Более того, это не просто вопрос, это широкий пласт проблем философского, психологического, эстетического и даже метафизического характера, прямо или косвенно связанных с искусством, воображением, созиданием, разрушением, созданием объяснительных конструкций, теорий и гипотез, мысленным и реальным экспериментированием, трактовкой результатов опытов, подачей догадок и научных достижений коллегам и широкой общественности. Научное творчество бывает тайным и явным (публичным), может быть увлечением, развлечением, хобби или миссией, делом жизни исследователя или основоположника учения.
Коротко пройдёмся по основным составляющим научного творчества, дадим им сжатую характеристику.
Наука и повседневная жизнь
Принято считать, что наукой занимаются лишь профессиональные учёные, исследователи, кандидаты и доктора наук. На самом деле это не так. Существует так называемая народная наука, которая вбирает в себя десятки и даже сотни видов инициативной научной деятельности, в числе которой изучение свойств лекарственных растений, изготовление лечебных настоек и трав, изучение поведения и повадок животных (как домашних, так и диких), птиц, рыб, изучение человеком себя самого, своего характера, желаний, состояния психического и телесного здоровья, классификация характеров и моделей общения окружающих людей, способов воспитания детей, формирования этических ценностей, мировоззрения.
Особую когорту народных учёных составляют коллекционеры чего бы то ни было — африканских масок, монет, бумажных денег, значков, марок, керамики, картин, этикеток, книг и т.п. Почти каждому из коллекционеров приходится заниматься классификацией объектов, их историей, экономическими вопросами, определения ценности, уникальности, редкости, общения с себе подобными по поводу новостей, находок, купли-продажи, выставок, публикаций.
Научное творчество можно также подразделить на внутреннее и внешнее. Первое определение касается внутреннего мира исследователя, учёного, его устремлений, целей, воображения, воли, переживаний, логики, готовности жертвовать собой во имя торжества теорий и идей. Второе направление затрагивает взаимодействия с внешним миром — популяризацию подходов или идей (как это делали Г. Галилей, П. Кропоткин, Л. Троцкий Л. Толстой и др.), связано с эпатажем, скандалами, пиар-акциями, публичными диспутами, ток-шоу и даже созданием политических партий (как это делают экологи, «зелёные»).
Экспериментирование в жизни людей
Все мы в той или иной степени естествоиспытатели, хотя и не часто задумываемся над этим вопросом. Практически каждодневно мы проводим по нескольку мысленных и реальных экспериментов. Вольно или невольно мы ежедневно выступаем в качестве экспериментаторов в части покупки и испытания потребительских свойств пищевых продуктов, технических и промышленных товаров, всевозможных услуг и финансовых сервисов. Мы экспериментируем, выезжая на отдых в новый регион или страну, покупая подержанный велосипед или автомобиль, переходя на другую работу или двигаясь вверх по служебной лестнице. Мы экспериментируем со своей внешностью, новыми причёсками, стилями, татуировками, украшениями, пирсингом, цветом волос, определяя реакцию окружающих на наши инновации.
Любовь к экспериментированию и научному творчеству сделали из простого торговца тканями Антони ван Левенгука изобретателя микроскопа и основоположника научной микроскопии. Рядовой патентный служащий Альберт Эйнштейн, проводя мысленные эксперименты, стал создателем теории относительности и величайшим физиком всех времён. Безработный гуманитарий Карл Маркс, которого не взяли преподавателем в университет, на досуге создал одну из великих и разрушительных теорий развития общества (которую Ленин называл не догмой, а руководством к действию).
Особой стезёй экономического экспериментирования является предпринимательство. Вступая на путь предпринимательской деятельности, начинающие бизнесмены открывают для себя целый мир хозяйственных и управленческих экспериментов, которые формируют багаж практических знаний и профессионального опыта. Начинающие предприниматели выходят на дорогу экономического экспериментирования и уже никогда не сходят с неё. Даже если владельцы бизнеса стареют, желают стабильности и хотя бы относительного покоя, окружающая действительность не даёт им этого сделать – слишком динамично меняется потребительское поведение, технологии, конкурентная среда, чтобы расслабиться и прекратить меняться. Такие предприниматели, как братья Люмьер, Томас Эдисон, Игорь Сикорский, Владимир Зворыкин, Генри Форд, Стив Джобс, Сергей Брин и другие бизнесмены — наглядный тому пример.
Научное творчество в различных проявлениях
После того, как мы коротко указали на различные аспекты научного мышления и экспериментирования (как части науки), мы можем с большей уверенностью говорить о научном творчестве в его узком и широком понимании.
В узком смысле научное творчество следует понимать как полёт фантазии, несогласие с существующими объяснениями чего-либо, предложение альтернативных гипотез и выводов, основанных на интуиции, новых подходах к научной проблеме, введение в анализ новых понятий, методов, категорий, интерпретаций, исторических и иных реконструкций.
В широком смысле научное творчество — это более объёмное явление, включающее в себя научное прогнозирование, синтез многих наук и междисциплинарных подходов, отбрасывание привычных догм и самодовлеющих стереотипов (например таких, что истинный учёный должен быть непременно атеистом), создание парадоксальных картин мира, систем знания.
Научное творчество широко представлено в таких сферах, как популяризация науки в СМИ и интернете, на радио и в специализированных журналах. Недюжинного научного творчества требует реклама науки, продвижение её имиджа в кругах молодёжи, в создании надлежащей репутации научным кружкам, учёным и т.д.
Следует отметить, что и биохакинг в современных условиях можно рассматривать как научное творчество. Различные блогеры и энтузиасты продления активной жизни человека не устают предлагать новые способы омолаживания организма, различных систем голодания, употребления биологически активных добавок и распространения технологий внедрения в организм стволовых клеток. Любители поэкспериментировать с человеческим телом и разумом неустанно пробуют синтетические и натуральные наркотические вещества, допинги, методики достижения изменённого состояния. Кто-то по доброй воле становится киборгом, внедряя в своё тело микрочипы или отдавая свой разум сомнительным духовным практикам.
В указанных случаях с духовными практиками, допингом, наркотическими средствами научное творчество может стать билетом в один конец, заканчиваясь весьма печально.
Управление научным творчеством
Научное творчество неистребимо; оно проявляется в разных сферах и формах, может быть спонтанным или управляемым. Если научное творчество не направлять в какое-либо позитивное русло, пустить на самотёк, то оно может самым нежелательным образом выплеснуться в деструктивное направление. Речь идёт не только о хакерах и мошенниках, применяющих инструменты дипфэйка, но и создателях новых наркотических препаратов, допингов, сект, средств воздействия на память и личность, способов психологического давления и подчинения, похищения денежных средств с банковских карт. Прекрасные научные открытия, технические изобретения, инновации любых типов могут быть использованы во вред людям. Я уже не говорю о тенденции последних десятилетий по переписыванию истории, в которую включились не только отдельные деятели науки, но целые государства. Соответственно, вокруг новых разработок будут формироваться и уже сформировались организованные преступные группы и инфраструктура теневого бизнеса, искоренить которые будут весьма непросто (особенно, если они целенаправленно финансируются враждебными странами).
Таким образом, лучше заблаговременно позаботиться о направлении научных и исследовательских талантов в позитивное русло. Кто это может сделать и как управлять этим процессом? Во-первых, управлять научным творчеством масс могут государство, муниципальные власти, крупные корпорации и бизнес вообще, частные меценаты и спонсоры, специализированные общественные организации и фонды. В последние годы даже Русская Православная церковь стала больше уделять внимание науке и научному творчеству; священники и богословы стали защищать докторские и кандидатские диссертации. Во-вторых, управление научным творчеством может осуществляться посредством проведения конкурсов, выделения грантов, поддержки стартапов, финансировании исследований, поддержки талантов средствами рекламы, пиара, моральной поддержки.