Сегодня из штаб-квартиры FIFA пришло давно ожидаемое известие — Россия стала хозяйкой ЧМ-2018. Это второе (после Сочи-2014) грандиозное по своим масштабам событие не только для спортивной общественности и болельщиков нашей страны, но и без сомнения, огромный шаг в культурном, социальном и экономическом плане.
И это не просто эмоции. Стоит отметить, что чемпионаты мира по футболу еще не разу не проводились ни в бывшем СССР, ни в Восточной Европе, ни на территории России. По различным политическим, экономическим, идеологическим и конъюнктурным соображениям нашей стране не доводилось принимать у себя спортивные форумы такого ранга — всегда возникали веские причины, по которым чемпионаты мира проводились где угодно, только не у нас. Мешали то войны, то послевоенная разруха, то Афганистан, то перестройка, то распад страны. Не на последнем месте был и финансовый вопрос, так как в последние десятилетия экономические трудности давали о себе знать подчас в острой форме.
Определенная часть граждан России и в настоящее время считает, что проведение сразу двух крупнейших мировых спортивных событий в нашей стране в 2014 и 2018 гг. обойдется бюджету в огромную сумму и это ударит бумерангом по социальным выплатам населению. Что ж, такие опасения вполне разумны и обоснованны. Попробуем взглянуть на них с точки зрения экономики спорта.
По данным Министерства экономического развития, на подготовку к сочинской Олимпиаде, которая станет самой дорогостоящей в истории, Россия израсходует 950 млрд. руб. При этом изначально планировалось, что весь проект обойдется в 316 млрд. руб., из которых 185 млрд. будет выделено из федерального бюджета.
К чемпионату мира 2018 года необходимо будет построить 16 стадионов мирового уровня, причем 7 из них находятся пока в стадии проектов, а 9 — на начальной стадии строительства или нуждаются в серьезной реконструкции, на что потребуется не менее 118 млрд. руб. И это не считая инфраструктурных затрат и расходов на безопасность.
Бесспорно, инвестиции предстоят грандиозные. Однако и отдача от этих мегапроектов при надлежащем подходе и квалифицированном управлении может быть одного порядка.
Каналы поступления прибыли в бюджеты всех уровней и предприятий можно назвать следующие:
- продажа телевизионным каналам, радиостанциям и интернет-порталам изображения и звука с мест проведения соревнований и прочих мероприятий. Конечно, львиная доля отчислений от бродкастинга пойдет в бюджет FIFA, но определенную часть доходов получат и отечественные компании;
- продажа рекламы и атрибутики, сувенирной продукции;
- продажа билетов на соревнования, церемонии награждения, открытия и закрытия форумов;
- привлечение спонсорских средств;
- получение прибыли от туристических потоков, транспорта, индустрии развлечений и отдыха, ресторанов и кафе.
Следует также отметить, что многие российские компании из сферы строительного бизнеса получат крупные заказы, что также придаст экономике сильный импульс к развитию.
По нашему мнению, полностью Олимпиада в Сочи-2014 и ЧМ-2018 не окупятся в чисто экономическом измерении, если подводить итоги сразу по завершению этих мировых форумов. Однако социальные и культурные эффекты, которые не могут быть измерены монетарными показателями, окажутся куда более глубокими, чем это может показаться на первый взгляд. Это и приобщение молодежи и взрослых к спорту, и культурное общение, и PR-проекты, откроющие миру российские города с точки зрения туризма, и презентация мировой общественности новой России, ее лучших сторон и достижений. В этом смысле сделанные денежные вложения должны окупиться сторицей.