Американским студентам приходится всё труднее – учебники для вузов и колледжей непрерывно дорожают. Так, за последние 30 лет стоимость учебной литературы в США выросла на 812%. Это гораздо больше, чем темпы инфляции на потребительские товары (которые выросли за это время на 250%), цены на новые дома (плюс 325%) и медицинское обслуживание (плюс 575%).
Возникает неизбежный вопрос – за счёт каких факторов происходит опережающий рост стоимости учебников? Их несколько. Во-первых, следует отметить, что рынок издания учебной литературы олигопольный – 80% его продаж приходится на четыре издательства — Pearson, Cengage, Wiley и McGraw-Hill. Пользуясь своим монопольным положением, данные издательства мало стесняют себя в ценах.
Второй момент – это желание молодёжи делать карьеру и учиться. Несмотря на неуклонное повышение цен, молодые люди всё же считали, что инвестиции в знания себя оправдают в будущем, и поэтому платили запрашиваемые суммы.
Нельзя также не отметить и то обстоятельство, что авторами учебников выступают профессора ведущих вузов, которые рекомендуют студентам покупать свои учебники. Именно по ним они опрашивают студентов на экзаменах.
Таким образом, учащиеся колледжей и студенты вузов платят в среднем 1200 долл. ежегодно, проходя 4 года обучения.
Марк Перри, профессор экономики из Мичиганского университета указывает, что на рынке американских учебников надувается огромный финансовый пузырь, подобно тому, как это было 6 лет назад на рынке жилья и ипотечных облигаций.
В настоящее время ситуация с покупкой дорогих учебников динамично меняется. Установлено, что только один из трёх старшекурсников и один из четверых первокурсников покупают необходимые учебники в магазине. Остальные не могут себе этого позволить. Вместо этого они пользуются незаконным скачиванием учебников из интернета или фотографируют необходимые материалы из книг на свои смартфоны.