В практике современного бизнеса весьма часто возникают ситуации, когда руководство фирмы выбирает, произвести ли какую-либо работу силами собственных сотрудников или получить ее внешнему исполнителю. Анализ наиболее выгодных и оптимальных вариантов производится с целью повышения конкурентоспособности фирмы, улучшения перспектив ее развития. Если по каким-либо соображениям (скорости исполнения, качества или стоимости услуг) работа поручается стороннему лицу или организации, то принято говорить о аутсорсинге.
Термин аутсорсинг происходит от английских слов out – вне, снаружи и source – ключ, источник; он относительно недавно вошел в лексикон предпринимателей и экономистов. Это обстоятельство, конечно, не означает, что фирмы ранее не поручали исполнение каких-либо работ другим компаниям на условиях подряда или контракта. Но это делалось по несколько иным мотивам: определенный товар или услугу фирма не изготавливала сама, поэтому заказывала требуемый продукт у внешних поставщиков.
С течением времени ситуация изменилась. Усиление конкуренции заставило предпринимателей искать новые технологии и пути повышения эффективности производства. Единый производственно-финансовый организм фирмы стали рассматривать как не как неразрывное целое, а как совокупность коммерческих структур, производящих бизнес-операции за большую или меньшую оплату. Причем качество выполненных услуг и их стоимость всегда можно сопоставить с аналогичными продуктами, предоставляемых внешними поставщиками. Выбор между собственным наемным персоналом и аутсорсером делается в рамках оптимизации какого-либо бизнес-процесса.
Представленную схему можно сравнить с ведением домашнего хозяйства. Так, семья может выполнять многие работы самостоятельно – производить стирку белья, чистку одежды, приготовление пищи, осуществлять ремонт квартиры и т.п. Но может и прибегать к услугам внешних поставщиков – прачечных, химчисток, кафе, ресторанов, ремонтных организаций. Выбор делается исходя из стоимости услуг, соображений скорости и качества их оказания.
По аналогии с домохозяйством поступают и владельцы компаний (см. рис.1).
Рассматривая фирму как набор взаимосвязанных бизнес-структур, каждую из которых можно заменить внешними поставщиками, акционеры или иные владельцы бизнеса привлекают аутсорсеров в виде управляющих компаний, аудиторских и бухгалтерских фирм, маркетинговых и рекламных агентств, юридических, софтверных и прочих предприятий.
Очевидно, что привлечение аутсорсеров в лице внешних поставщиков имеет для базовых компаний и ряд негативных последствий – таких, как известная утрата контроля над бизнес-процессами, раскрытием коммерческой информации о клиентах и деятельности компании. Однако выигрыш от аутсорсинга часто перевешивает указанные опасения, тем более что возможные риски можно ограничить организационными мерами.
Остановимся более подробно на предпосылках распространения аутсорсинга, его достоинствах и движущих силах.
Одной из главных предпосылок распространения аутсорсинговых схем является усложнение бизнес-процессов. Повсеместное внедрение компьютеров и автоматизированных систем управления в делопроизводство, схемы принятия решений, маркетинговые и логистические системы привело к тому, что за последние 30 лет бизнес качественно усложнился. Компьютеры хотя и позволяют существенно увеличить производительность труда и эффективность производства, но в обмен на это требуют участия в бизнес-процессах специалистов высокого класса по их эксплуатации, обслуживанию и программному обеспечению. Первоначально специалисты подобного профиля включались в штат фирмы – и это было оправдано: они поддерживали вычислительные ресурсы в работоспособном состоянии, попутно обучая при этом персонал компании. Со временем надежность компьютерной техники и программного обеспечения увеличилась, надобность в постоянном присутствии инженеров-электронщиков и программистов снизилась. В целях экономии затрат на эту категорию персонала фирмы стали обращаться к аутсорсингу, предпочитая абонентскую или разовую плату аутсорсеру постоянной зарплате своим сотрудникам.
Убедившись в удобстве аутсорсинга IT-услуг, многие фирмы стали распространять его и на другие виды деятельности:
- На санитарно-эпидемиологические услуги (дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию, вывоз мусора и т.д.);
- На охрану внутренней зоны предприятия и наружных объектов;
- На клининговые услуги (ежедневную уборку, химчистку ковролина, мойку фасадов, стеклопротирку с помощью альпинистов);
- На управленческие и консалтинговые услуги (привлечение управляющих компаний, юридическое и маркетинговое сопровождение, бухучет и аудит).
Углубление разделения труда и привлечение высокопрофессиональных сотрудников со стороны улучшает качество бизнес-процессов, повышает конкурентоспособность компании.
Мощным стимулом к развитию аутсорсинга стала в последние десятилетия глобализация мировой экономики, которая в значительной мере изменила международную торговлю, финансовые операции, рынки труда. В условиях постепенного стирания национальных границ, культурного сближения народов, усиления обмена информацией через Интернет преимущества аутсорсинга стали проявляться еще рельефней. Так, работодателям в развитых странах стало очевидным, что определенный спектр работ могут выполнять для компании сотрудники из развивающихся стран, где уровень оплаты труда значительно ниже. При аналогичном качестве поставляемой продукции экономия на заработной плате составляет от 200 до 300%.
Но не только предприятиям-заказчикам выгодны аутсорсинговые схемы. Аутсорсинг позволяет развивать передовые технологии в странах с недостаточно развитой инфраструктурой и промышленностью. Аутсорсинг создает там новые рабочие места с высокой зарплатой, позволяет накапливать позитивный опыт и интеллектуальный потенциал, обеспечивает приток иностранной валюты в страну. Так, например, индийская IT-индустрия за счет аутсорсинга динамично развивается, вбирая в себя целые сегменты инфраструктуры транснациональных компаний. Индийские специалисты с большим энтузиазмом берутся за работу, которую американцы и западноевропейцы считают рутинной и неинтересной. Помимо Индии аутсорсинг интенсивно распространяется в Мексике, Китае, Чехии, на Филиппинах. Во всех этих странах законодательство поощряет аутсорсинг, делает его выгодным и перспективным видом бизнеса.
Одним из сложных моментов в организации аутсорсинга является поиск подходящего партнера, отвечающего всем предъявляемым требованиям. Без соответствующих рыночных механизмов и институтов встреча спроса и предложения на рынке аутсорсинговых услуг затруднена. Особенно заметно нарастание трудностей для иностранных партнеров. Для поиска аутсорсера, оформления необходимых договоров, выполнения требований трудового и налогового законодательства фирмам-заказчикам приходится предпринимать такие усилия, которые могут впоследствии и не окупиться.
Решить данную проблему помогают специальные рыночные институты, играющие роль сборщика и концентратора информации о спросе и предложении в каких-либо отраслях, о наличии заказов в них, о текущих и будущих потребностях предприятий и их клиентов. Сбор информации подобными институтами осуществляется каждодневно путем телефонных опросов широких групп потребителей и производителей. Имея в своем распоряжении делегированные полномочия от фирм-заказчиков на заключение договоров (в том числе трудовых) с физическими и юридическими лицами, концентраторы коммерческой информации выступают не только в роли маркетинговых агентств, но и вторичного работодателя. Такие комбинированные структуры получили название call-центров и в последние годы все более востребованы практикой предпринимательского дела. Обычно call-центры располагают соответствующей аппаратурой, компьютерным и программным обеспечением, имеют объемные базы данных. Имея непрерывные телефонные контакты с различными группами потребителей и производителей call-центры хорошо знают конъюнктуру рынков, их емкость и динамику развития. Становясь клиентом call-центра, фирма-заказчик за определенную плату покупает необходимые сведения или оперативно подыскивает себе сотрудников с требуемыми параметрами.
Нельзя также не упомянуть о таких рыночных институтах встречи спроса и предложения на рынке аутсорсинга, как специализированные сайты фриланс-сервиса. Фрилансеры, то есть специалисты в каком-либо виде бизнеса или профессиональной деятельности, находят себе подходящую работу на соответствующих сайтах (например, фриланс.ру, фрилансер.ру, фрилансинг.ру и т.п.). Предприниматели и предприятия, нуждающиеся в исполнении каких-либо работ по программированию, продвижению сайтов, написанию контента, привлекают фрилансеров, которые, находясь порой на расстоянии в тысячи километров, делают все быстро и качественно. После принятой работы, высланной по электронной почте, осуществляется платеж компанией-заказчиком соответствующему сайту, который и проводит окончательный расчет с фрилансером.
Характер развития современной мировой экономики дает основание прогнозировать, что аутсорсинг будет в ближайшие десятилетия активно использоваться индивидуальными и коллективными предпринимателями с целью увеличения конкурентоспособности выпускаемой продукции, повышения ее качества и снижения производственных издержек.