Одной из бизнес-идей, позволяющих войти в предпринимательство без больших вложений начального капитала, является клининг, под которым понимается наведение чистоты в жилых и производственных помещениях. В прошлые годы торговые предприятия и промышленные компании предпочитали нанимать собственный технический персонал, занимавшийся уборкой офисных и производственных помещений, торговых залов и прилегающих внешних территорий. Дворники, уборщицы и технички были частью обслуживающего персонала, который оплачивался по самым низким расценкам. Соответственно, качество выполняемых работ было низким, работники этой категории трудились по 2-3 часа в день, текучесть кадров здесь была весьма высокой.
Ныне ситуация все больше меняется в сторону аутсорсинга. Это обусловлено двумя главными тенденциями. Во-первых, руководители предприятий из сферы торговли, промышленности и сервиса поняли, что доверять уборку помещений следует сторонним специализированным организациям, которые делают это более дешево и качественно. Во-вторых, все большее количество физических лиц прибегают к услугам клининговых компаний, не желая тратить силы и время на уборку своих домов, дач и квартир.
Отмеченные тенденции определяют потребность в услугах клининговых компаний и отдельных индивидуальных предпринимателей на рынках уборочных работ.
В связи с новой тенденцией передачи клининга на аутсорсинг есть смысл физическим лицам и предприятиям расширять свою деятельность в данном рыночном сегменте. Уборка и вывоз мусора, расчистка снега в зимний период, чистка ковров и ковролина, мягкой мебели, санузлов, уборка территории или помещений после ремонта – все эти работы может взять на себя бизнес.
Для организации клинингового предприятия важно иметь соответствующую клиентскую базу и знать диапазон цен, по которым предприятия и физические лица готовы привлекать сторонних лиц на уборочные работы.
Часто бывает недостаточно лишь дать объявление в интернете или по другим каналам об оказании клининговых услуг. Особенно это касается физических лиц, которые не могут обращаться к первому встречному с предложением сделать генеральную уборку квартиры за деньги. Здесь важен фактор доверия и деловой репутации. Что же касается юридических лиц, то им следует с цифрами в руках доказать, что содержание собственного штата дворников и уборщиц будет обходиться дороже при одинаковом качестве работ.
Поэтому для клинингового бизнеса важен фактор положительных отзывов и «сарафанного радио».
В остальном этот бизнес не отличается большой сложностью. Однако следует иметь в виду, что профессия уборщика повсеместно считается непрестижной и непривлекательной. Поэтому на работу удается привлекать, как правило, трудовых мигрантов, студентов, лиц, из числа безработных, совместителей или пенсионеров. Вследствие этого текучесть кадров может быть значительной.