В последние годы количество автомобилей в России растёт совершенно фантастическими темпами. И если совсем недавно, в начале 1990-х годов на тысячу населения у нас насчитывалось не более полутора десятков машин, то теперь, к 2014 году их стало в двадцать раз больше — то есть 300 авто на 1000 населения. И что характерно, динамика роста обеспеченности автомобилями в нашей стране продолжает свой подъем, хотя и более умеренными темпами.
Многократное увеличение численности частного легкового и грузового транспорта, рост доходов и благосостояния населения, создаёт хорошие предпосылки для работы на расширяющихся рынках автосервиса, где работы хватает всем – как существующим игрокам, так и начинающим свой бизнес предпринимателям.
Растущие рынки автомобилей и численность автомобилистов создаёт благоприятные факторы для организации шиномонтажных и сопутствующих сервисов. Для людей, желающих приступить к данному виду предпринимательства, есть следующие позитивные моменты:
— с увеличением числа автомобилистов и автомобилей, находящихся в постоянной эксплуатации, нарастает количество обращений в специальные шиномонтажные пункты по поводу проколов и повреждений шин;
— с ростом благосостояния автомобилистов увеличивается и число комплектов летней, зимней (в том числе шипованной) и всесезонной резины, которую водители имеют в качестве рабочей и резервной;
— опережающими темпами нарастает численность водителей-женщин, которые весьма неохотно меняют запаски самостоятельно. Не хотят пачкать руки и одежду мужчины-водители, работающие руководителями, менеджерами, инженерами, преподавателями и проч.;
— растёт спрос на мобильные услуги по монтажу-демонтажу повреждённых шин, их ремонту и балансировке.
Кроме того, следует отметить и то обстоятельство, что начинающим шиномонтажный бизнес предпринимателям (стартаперам) не требуется сколько-нибудь значительный первоначальный капитал в виде наличных денег, помещений и специального дорогостоящего оборудования. Развивать данный бизнес можно последовательно, постепенно вкладывая заработанные средства в расширение своего дела, дополняя стационарный шиномонтажный бизнес его мобильной формой.
Однако следует подчеркнуть, что шиномонтажный бизнес требует определённых знаний, опыта и физических усилий. Труд по ремонту, балансировке, демонтажу и монтажу покрышек разных типоразмеров достаточно тяжёлый и интенсивный, подразумевает действия с загрязнёнными объектами. Если предприниматель планирует на первоначальном этапе трудиться сам, без наёмного персонала (или с 1-2 помощниками), то следует принимать во внимание ненормированный рабочий день с непостоянным ритмом загрузки.
Организация бизнеса и идеи будущего расширения
Организация шиномонтажного бизнеса базируется на четырёх важнейших элементах:
а) правильно выбранного местоположения (локации) шиномонтажного пункта. Удачная локация обеспечивает постоянный поток клиентов;
б) расценок на услуги по ремонту и балансировке шин, которые должны быть приемлемыми как для заказчиков, так и исполнителей работ;
в) качества выполняемой работы;
г) умения поддерживать с клиентами доброжелательные отношения. Это сделает разовых заказчиков постоянными пользователями предлагаемых сервисов.
В качестве стартового обеспечения предпринимательской деятельности организатору бизнеса необходимо иметь площадку (желательно вблизи оживлённой автотрассы), павильон для проведения ремонтных работ и два станка — один для монтажа-демонтажа покрышек, второй – для балансировки колёс. Прочее оборудование и материалы, включая вулканизатор и специальные приспособления не являются дорогостоящими и могут быть приобретены без особых затруднений.
В организационно-правовом плане шиномонтажный пункт наиболее целесообразно регистрировать как общество с ограниченной ответственностью ООО (когда организаторов бизнеса несколько) или предпринимателя без образования юридического лица (ПБОЮЛ) в случае единоличного владения.
Нередко организаторы шиномонтажного бизнеса, проживающие в частном секторе, в собственных домовладениях с приусадебными участками, устраивают шиномонтажные пункты непосредственно на своих территориях, минимизируя тем самым затраты на оборудование помещений и подключение к коммуникациям.
Для тех стартаперов, которые выбирают место вблизи оживлённой автотрассы вне частных домостроений, важным обстоятельством является возможность подключения к электроэнергии и водоснабжению, а также стоимость аренды земли.
Первоначальные вложения в бизнес, достаточные для его функционирования с узким кругом услуг (только демонтаж-монтаж колёс и устранение проколов) необходима сумма, не превышающая 300 тыс. руб. При этом павильон в летнее время может быть собран как щитовое сооружение или помещение палаточного (ангарного) типа.
По мере продвижения бизнеса и получения достаточной прибыли докупается необходимое оборудование, пристраиваются торговые и производственные помещения, нанимается технический персонал.
Расширение бизнеса
С появлением интернет-технологий и доступности смартфонов для больших масс населения изменения претерпевает и шиномонтажный бизнес. В частности, для удобства клиентов возможен выезд к заказчику, если тот не хочет или не может самостоятельно произвести замену колёс (или же проколам подверглись два и более колеса).
Тогда владелец стационарного пункта шиномонтажа может прибегнуть к организации мобильных станций, оборудованных на базе автомобилей ГАЗель или микроавтобусов «Форд», «Пежо» или им подобных.
Выбор платформы на базе фургона ГАЗель представляет собой самый экономичный вариант (стоимость данного автомобиля без оборудования – от 700 тыс. руб. Обычно дилерами предоставляется кредит; сумма первого платежа не превышает 170 тыс. руб.).
Впоследствии последующие передвижные шиномонтажные пункты на базе избранной марки докупаются владельцем, увеличивая рентабельность и прибыльность бизнеса.
Стоимость услуг мобильного шиномонтажного пункта может быть следующей (см. таблицу ниже).
Способы привлечения клиентов
Для стационарного шиномонтажного пункта, размещённого вдоль трассы, главным способом привлечения клиентов является POS-реклама, то есть реклама в местах продажи. Владельцами бизнеса изготавливаются переносные штендеры, указатели, вывески с информацией о месте нахождения пункта и расценках. Нередко используется и щитовая реклама.
Что же касается мобильных пунктов шиномонтажа, то для них главным является позиция в поиске по запросу «Шиномонтаж». Любой автолюбитель, попавший в затруднительное положение из-за проколов или повреждений шин, набравший в поисковой строке слово «шиномонтаж», должен попасть в первую десятку (а ещё лучше пятёрку) местных сервисов мобильного шиномонтажа. Тогда достаточный клиентопоток будет обеспечен.
Для тех клиентов, которые уже воспользовались мобильным сервисом и остались довольны скоростью, ценами и качеством услуг, предназначается способ закрепления знакомства путём передачи заказчику специально отпечатанных визиток с названием фирмы и контактными телефонами. Эта мера способствует повторным заказам и появлению контингента постоянных клиентов.
В качестве внешнего информирования и бесплатной рекламы на бортах мобильных шиномонтажных пунктов также размещаются телефоны, логотип и доменное имя сайта владельца бизнеса. Выглядеть это может следующим образом (см. фото ниже).
Затраты и сроки окупаемости
Инвестиции в проекты по организации стационарных и мобильных шиномонтажных пунктов могут в значительной степени варьироваться – в зависимости от объема бизнеса, количества заказчиков и затрат на персонал.
Кроме того, обычные шиномонтажные пункты могут оснащаться дополнительными сервисами, которые также влияют на сроки окупаемости бизнеса – речь идёт о прилегающих кафе, небольших торговых точках, автомойках, диагностических пунктах и т.п.
В удачно выбранных местах расположения бизнеса, в семейных предприятиях, при минимальном уровне использования банковских кредитов сроки окупаемости могут находиться в пределах от трёх до восьми месяцев.
Для работы понадобятся исключительно технические специалисты. Администраторы не нужны, так как обслуживают клиентов, проезжающих мимо или увидевших рекламу. Как собственно в любых других шиномонтажных мастерских.