Как люди творческой профессии, частнопрактикующие фотографы П.Песков и А.Бай отлично понимают значение графических символов и торговых марок для восприятия потенциальными и существующими клиентами. Собственную торговую марку они планируют продвигать не только средствами рекламы, но и при помощи сувениров и бизнес-подарков.
Стилизованная торговая марка будет помещена в прозрачный акриловый состав и будет преподноситься постоянным клиентам в виде бизнес-подарка. Слоган фотостудии «Память жизни сохраним» в композиции с брэндом будет помещен на главной странице сайта компании.
Продвижение торговой марки и слогана будет играть одну из ведущих ролей в репутационном менеджменте студии «МастерВижн».
Техническое обеспечение съемок и студийное оборудование.
Получение качественного видео и фотопродукта тесно связано с техническими и технологическими новациями, позволяющими добиваться тех эффектов, на которые фотограф рассчитывает. Поэтому студии «МастерВижн» необходима передовая профессиональная техника и программное обеспечение для обработки изображений.
Часть необходимого студийного оборудования, компьютеров и осветительной техники у партнеров имеется в наличии. Что-то потребуется докупить, а дорогостоящее оборудование, нужное эпизодически, планируется брать в краткосрочную аренду. Предварительные договоренности с арендодателями фотовидеотехники и профессионального оборудования имеются.
Прогнозные оценки и анализ сезонности предлагаемых услуг
Влияние времени года. Работа на рынке свадебных торжеств имеет достаточно выпаженную сезонность. В летний и осенний период количество свадеб резко возрастает, после чего наблюдаются периоды продолжительного спада. В этот период имеют место лишь единичные заказы.
Что же касается портретной (модельной) и студийной фотографии, то в этом сегменте рынка сезонность менее выражена. Конъюнктура здесь достаточно стабильна, спады в период летних отпусков, в январе и начале мая носят незначительный характер и обычно не превышают 15-процентного отклонения от средних значений.
Диверсификация деятельности студии «МастерВижн» позволяет снизить риски от спада на отдельных направлениях и переструктурировать работы таким образом, чтобы провалы доходности на одном рынке компенсировались прибылями на другом.
Жизненный цикл отрасли.
Изменения в секторе профессиональной фотографии обычно происходят достаточно динамично – особенно в сфере появления новых модных веяний и жанровых направлений. Однако в целом рынки портретной и свадебной фото и видеосъемки более или менее консервативны, изменения затрагивают, в основном, стилистику, дизайн и композицию, а также индивидуальные предпочтения заказчиков.
Авторы настоящего бизнес-плана полагают, что динамика роста рынков модельной, портретной и свадебной фотографии останется в 2-3 последующих года стабильной и растущей. Способы переговоров с клиентами, методы привлечения заказчиков за период 2013-2015 гг. не претерпят существенных изменений. Возможное усиление конкуренции будет компенсировано рекламной и PR-кампаниями, которые будут проведены на сайте фотостудии, а также на дружественных сайтах партнеров по бизнесу и двух сайтах-сателлитах, принадлежащих Пескову и Баю.
Следует отметить тенденцию увеличения частных фотографов на рынках в связи с развитием цифровых технологий и увеличением на руках людей молодого и среднего возраста смартфонов и фотокамер, снабженных функцией видеосъемки. Однако этот тренд оказывает слабое влияние на заказы модельной и свадебной съемки, лишь дополняя, но не заменяя профессиональных фотографов.
В настоящее время на рынках фото и видеосъемок Краснодара темпы роста заказов на свадебное фотосопровождение стабильные. Доля неосвоенного рынка – незначительная; спрос на фото и видеоуслуги в целом уравновешен. В дальнейшем возможно некоторое превышение предложения и нишевое снижение цен. Вхождение в рынок – внешне простое (но нужно хорошее портфолио); при наличии определенной клиентуры и хорошей деловой репутации – без особых затруднений.
Анализ рынка.
Объем рынка. Фотостудия «МастерВижн» планирует занять долю рынка г.Краснодара, охватывающего в территориальном плане и прилегающие к городу ближайшие населенные пункты. Дальнейшее расширение бизнеса в текущем календарном году не планируется в связи с отработкой необходимых технологий и поддержанием качества предоставляемых продуктов и услуг.
Сегментация рынка.
Основные клиенты и их анализ. Рынок предоставляемых фотоуслуг в г.Краснодаре можно условно сегментировать по следующим кластерам:
— рынки свадебной фото и видеосъемки;
— рынки корпоративов (предприятий всех форм собственности, вузов);
— рынки выпускных вечеров и балов общеобразовательных школ, колледжей, вузов;
— рынки модельной фотографии студийного формата, лавстори;
— рынки событийных и ритуальных мероприятий (см. диаграмму на рис.1).
Прямыми конкурентами фотостудии «МастерВижн» можно считать четырех крупных специализированных фотоателье, предоставляющих аналогичные услуги по всему спектру фото и видеосъемки, а также художественному дизайну. Кроме того, значительную конкуренцию фотостудии «МастерВижн» будут оказывать известные частнопрактикующие фотографы, среди которых можно выделить 20-25 специалистов с яркими талантами и отличным портфолио.
Пока масштаб их противодействия и уровень возможной конкуренции до конца не ясны. Возникшая неопределенность будет устранена, как представляется специалистам студии «МастерВижн» в ближайшие 1,5-2 года активной работы на заявленных рынках. Не исключено, что прямой и косвенной конкуренции удастся избежать за счет взаимной договоренности и работы в различных рыночных нишах.
Типичными клиентами и потребителями фотостудии «МастерВижн» будут:
— для рынков свадебных церемоний – молодые мужчины и женщины в возрасте 19-25 лет с уровнем семейного дохода выше среднего;
— для рынков корпоративов – государственные предприятия и ведомства, акционерные общества, вузы и прочие организации, в практике которых укоренилась традиция праздновать определенные даты всем трудовым коллективом);
— для сегмента модельной и портретной съемки – девушки и женщины с доходами, несколько выше средних. Обычными заказчиками в этой рыночной категории являются женщины (до 90%). Мужчины заказывают такие фотосессии значительно реже, но их численность имеет тенденцию к увеличению;
— для сегмента детской и семейной фотографии заказчиками выступают чаще всего женщины (в 80% случаев).
Иногда заказчиками выступают представители торговых предприятий и фирм из сферы услуг, которые хотели бы получить качественные снимки в целях рекламы своего бизнеса.
Предшествующий опыт работы Пескова и Бая в фотобизнесе, а также анализ краснодарского рынка показывает, что основными клиентами являются следующие категории заказчиков (см. рис.2).
Изучение предпочтений заказчиков на рынках фото и видеосъемок
Для модельной и студийной фотографии предпочтения заказчиков выражаются в творческих подходах, которые бы подчеркивали привлекательные стороны внешности клиентов и нивелировали недостатки.
Если в социальных сетях типа «Одноклассники», «В контакте» ранее девушки и женщины размещали, по большей части, фотографии из мест отдыха, то теперь общий тренд изменился. Определенная часть женщин стала размещать в соцсетях и на сайтах знакомств профессиональные снимки, сделанные талантливыми фотографами в условиях студии или на природе. При этом имеющиеся недостатки лица, хорошо заметные на крупном плане (такие, как шрамы, прыщевая сыпь, морщины, отечности и проч.) фотографом убираются с помощью прикладных программных средств.
Некоторые клиентки высказывают желание скорректировать формы тела или расцветки одежды, поменять задний план. Нередко заказчики хотят включить в фотосессию фэшн-съемку, которая бы в максимальной степени оттенила их привлекательные формы и изгибы тела.
Для свадебного направления характерны предпочтения, связанные с идеями клиентов, их друзей и родственников о композиции фотографий, групповых и индивидуальных портретов, официальной и неофициальной части брачной церемонии. Обычно цикл фотографий комбинируется с видеосъемкой, которая записывается на диск или флэш-карту клиента.
Отдельным направление фотосъемки является работа с выпускниками школ, колледжей и вузов. В настоящее время эта категория клиентов стала более требовательной к оформлению альбомов и качеству съемки, заранее оговаривая свои предпочтения.
Тактика продаж. Работа с заказчиками.
Фотостудия «МастерВижн» будет строить свою работу с заказчиками по следующей технологии. Вначале в сети Интернет размещаются наиболее удачные скриншоты работ Пескова и Бая, приводятся отзывы и благоприятные комментарии предыдущих клиентов. Здесь же, на сайтах фотобирж приводятся координаты студии «МастерВижн» и контактные телефоны. Далее по указанным телефонам и электронной почте налаживается деловое общение с потенциальными заказчиками. Обговариваются сроки, условия съемки и оплаты, особые пожелания, финансовые гарантии, неустойки. Затем с заказчиком заключается юридически обязывающий контракт.
Под заключенные контракты подбирается соответствующая съемочная площадка. Это может быть студия, квартира, корпоративный зал, частные апартаменты. Для свадеб предлагается комплексная оплата за натурные съемки в разных условиях – либо за 1 час работы, либо за день (т.е. 6 час.) работы.
Для привлечения зрительской заказчиков проводится соответствующая рекламная кампания на радио и в Интернете. Основные радиостанции, по которым будет транслироваться реклама студии «МастерВижн» — «Европа-плюс», «Дорожное радио», «Русское радио».
Ценовые тенденции.
Цены на свадебную фотографию в Краснодаре имеют тенденцию к некоторому увеличению. В настоящее время 1 час работы профессионального фотографа оценивается в 2-2,5 тыс. руб.
Другим вариантом оплаты является дневной тариф, величина которого колеблется от 8 до 12 тыс. руб. за 6-7 часов непрерывной работы. Если свадьба построена по экзотическому сценарию – с прыжками с парашютом, нырянием с аквалангом, катанием на комбайне и проч. – взимается дополнительная плата.
Модельная съемка и фэшн-сессии оцениваются в дианазоне от 1 до 5 тыс. руб. за час работы фотографа и ассистента в студийных условиях. Выезды на природу или в апартаменты оцениваются индивидуально по соглашению сторон.
Оплата производится частями. Вначале выплачивается авансовый платеж, в размере 50% от всей суммы, а после выполнения работ клиент оплачивает оставшуюся половину. Клиентам, обращающимся повторно, предоставляется скидка в 5%.
Риски, связанные с форс-мажорными обстоятельствами по неуплате денежных средств, а также по срыву свадебной церемонии или фотосессии, отказу принять работу, оговариваются с каждым исполнителем в индивидуальном порядке.
Расчет финансовых показателей (которые мы опускаем) показывает, что общая выручка бизнеса фотостудии «МастерВижн», должна составлять по итогам первого года работы не менее 2,5 млн. руб., по итогам второго года – не менее 3,2 млн. руб.