Методы работы эмпирического менеджмента основываются на ряде правил и принципов, дающих в повседневной жизни хорошие результаты без привязки к определенной теории или научной школе, описанной нами выше. Многократно проверенные в различных жизненных ситуациях, эти правила носят универсальный характер, и следование им позволяет руководителю решать текущие проблемы бизнеса эффективно и без ненужных конфликтов.
Теоретически – это правильно, скажет любой предприниматель, работающий каждодневно с собственным персоналом, поставщиками продукции, недовольными клиентами, сотрудниками проверяющих и контролирующих инстанций, с партнерами по бизнесу. Однако попробуйте вы поработать без конфликтов, негативных эмоций, повышения голоса, замечаний и выговоров с теми прожженными типами, с которыми мне приходится иметь дело. Без постоянных понуканий, одергивания и увещеваний здесь не обойтись. Разговоры на повышенных тонах, жесткость и грубость неизбежны. Иначе никто просто с места не сдвинется – так считают многие бизнесмены. Данный стереотип прочно вошел в традиционные деловые отношения, стал частью культурной среды не только в бизнесе, но и в личных отношениях.
Изучение секретов работы успешных людей, достигших на каком-либо поприще выдающихся результатов, позволяет представителям эмпирического менеджмента, базирующегося на опытных подходах в деловых отношениях, определить свои принципы в работе с персоналом. Начинать здесь надо с мотивации, то есть рассмотрения тех побудительных причин, которые заставляют человека действовать.
Известно, что управлять людьми можно двумя способами. Первый из них — заставлять их что-либо делать под принуждением. Работодатель может заставлять сотрудников интенсивно трудиться, угрожая им увольнением, лишением премии или штрафами. Однако этот весьма распространенный метод чреват негативными последствиями – работники чувствуют себя обиженными и уязвленными, озлобляются и при каждом удобном случае вредят владельцу предприятия и его бизнесу.
Второй способ, на котором следует сделать акцент, — это побудить сотрудника сделать свою работу наилучшим образом. Здесь путь только один – поставить дело так, чтобы сотрудник сам захотел этого.
А чего обычно хотят люди? Универсальный ответ всем известен. Каждый нормальный человек хочет:
- здоровья и безопасности;
- денег и вещей, которые можно купить за деньги;
- пищи и сна;
- сексуального удовлетворения;
- благополучия для своих детей и близких;
- сознания своей значительности.
На последнее желание основоположник эмпирического менеджмента Д.Карнеги обращает особое внимание, указывая, что глубочайшим свойством человеческой природы является страстное желание людей быть оцененными по достоинству. Если сотрудник получает на работе знаки внимания и уважения от окружающих, то он трудится лучше, относясь к работе более ответственно.
Стремление к удовлетворению потребности в собственной значительности, к самореализации личности, приводит в бизнес подавляющее большинство предпринимателей. Они пытаются доказать окружающим и самим себе, что стоят многого – им присущ талант, решительность, воля, деловая хватка, умение видеть коммерческие возможности там, где другие ничего подобного не замечают. Деньги и вещи, которые можно приобрести на них – это лишь инструмент самовыражения личности, способ продемонстрировать свою власть, влияние, авторитет, исключительные способности.
Если мы приедем в любой город, то можем легко убедиться, что люди, пытающиеся показать окружающим свою значительность, почти всегда имеют большие дома (или несколько домов) с количеством комнат, явно превышающим их потребности; покупают себе роскошные вещи для демонстрации своих финансовых возможностей и солидного имиджа. Обычному человеку и в голову не придет мысль о наручных часах стоимостью в десятки и даже сотни тысяч долларов, если время можно просто посмотреть на своем мобильном телефоне.
Желание быть значительным бывает так велико, что ради него люди совершают великие подвиги и самые варварские преступления. Так, Герострат, молодой житель Эфеса, сжег великолепный храм Артемиды в своем родном городе в IV в. до н. э. лишь для того, чтобы его имя помнили потомки. Или, например, Марк Чепмен застрелил в 1980 г. Джона Леннона, знаменитого участника группы «Битлз» только для того, чтобы прославиться.
На суде Чепмен откровенно заявил, что целью убийства было привлечение внимания к себе и просто желание самоутвердиться.
Настойчивое желание быть значительным не только приводит людей к преступлениям или сводит с ума (такое помешательство называют мегаломанией или манией величия, когда человек в крайней степени переоценивает свою важность, известность, популярность, богатство, власть, влияние). Эта же фундаментальная потребность позволяет людям преодолевать значительные трудности для достижения высокой цели – стать известным писателем, музыкантом, политиком, актером, предпринимателем, организатором нового бизнеса. Так, идея стать президентом США возникла у Билла Клинтона еще в детстве, после судьбоносной встречи с его кумиром — президентом Джоном Ф. Кеннеди в 1963 г., когда тот пожал руку Биллу и пожелал ему удачи.
Можно приводить великое множество примеров того, как желание быть великим и знаменитым приводило людей из разных стран, исторических эпох и культур к заветной цели.
Если вы имеете какие-то значительные цели и амбиции (пусть и не глобального масштаба), то вам необходим инструментарий для достижения поставленных целей. Уточним, что значит «инструментарий». Все знают, что пилить дрова лучше пилой, чем без пилы. Пила в данном случае является инструментом достижения цели в изменении формы и размера древесины. Цель достижения высокого положения в обществе и бизнесе достигается при помощи изменения мышления и поведения человека, получения необходимых знаний и преобразования их в полезные навыки. Схематично покажем все сказанное в виде блок-схемы (см. рис.1).
Человек, поставивший перед собой серьезные цели, должен представлять себе, как добиться желаемого. Причем на планирование здесь полагаться можно лишь с оглядкой, так как будущее неопределенно, и неизвестно, как будут в дальнейшем развиваться события.
Но выбрать общее направление, заведомо ведущее вас к цели (может быть, значительно быстрее, чем планируется), можно. Для этого потребуется некоторый запас желания и терпения, настрой на позитивные изменения и выработку полезных умений.
Человеку, желающему добиться большего, чем он имеет в настоящий момент, следует мысленно подготовиться к переменам в восприятии жизни, идей позитивного мышления, признания достоинств других людей. После этого можно приступать к обучению и усвоению полезных навыков.
Эта связка «знания – навыки» очень важна в эмпирическом менеджменте. Сами по себе полученные знания не воплотятся в отточенные поведенческие модели без настойчивых каждодневных тренировок. Хорошие привычки любого типа – физические, эмоциональные, поведенческие – не закрепляются сразу. Привычки – результат повторения и обычно формируются за 4-5 недель.
Не следует легкомысленно думать, что это легко – действовать по обозначенному нами основному принципу эмпирического менеджмента, то есть поддерживать в окружающих сознание собственной значительности. Это довольно сложно – подавлять в себе первые негативные реакции и эмоции, действовать продуманно и спокойно тогда, когда ваш собеседник пытается вас задеть или оскорбить. Даже сам основоположник эмпирической школы управления людьми Д.Карнеги не раз признавался в том, что часто нарушал выработанные им же самим принципы. Правда, при этом он делает ремарку, что с годами таких досадных проколов было все меньше и меньше.
В изложении общих опытных подходов в управлении людьми и взаимоотношениями в бизнесе мы будем опираться не только на труды Д.Карнеги, но и на более поздние исследования других ученых, а также на собственные наработки.