Управление бизнесом основывается на предпринимательских замыслах, планировании, анализе проблемных ситуаций – на всем том, что связано с мыслительными процессами, обдумыванием, проецированием событий в будущее. Ведущим принципом в принятии управленческих решений выступает девиз: «Видеть – предвидеть – действовать». Однако попытки исследовать сознание и мыслительные процессы к началу ХХ века неизменно наталкивались на трудности понимания, что такое мысль, как она возникает и побуждает к действию.
Человеческое сознание оказалось «вещью в себе», а процессы, происходящие в головном мозге, были ненаблюдаемы и не поддавались непосредственному измерению. Анализировать объекты, обладающие сознанием и мышлением, можно было лишь в логической связке «стимул – реакция» (см. рис.1).
Основы науки об управлении поведением складывались в конце XIX – начале ХХ века в таких областях знания, как физиология, психология, генетика. Науки о человеке, его высшей нервной и психической деятельности стали к этому времени динамично развиваться, и параллельно с зоопсихологией и экспериментами над животными сформировали задел для новой теоретической платформы, коей впоследствии стал бихевиоризм.
Вообще говоря, термин «бихевиоризм» (от англ. behavior – поведение) и обобщающая категория «школа поведенческих наук» − не одно и то же. И если в психологии под бихевиоризмом понимают одно из направлений этой науки, то в менеджменте, чаще всего, термин используют как обобщающее понятие, в которое входят весьма разнородные управленческие концепции.
Начнем с наиболее ранней из них, связанной с извечной мечтой всех рабовладельцев и работодателей иметь в своем распоряжении таких работников, которые бы безропотно трудились на хозяина, не требовали завышенной оплаты и комфортных условий труда, не поднимали восстаний и не устраивали забастовок. Легенду о таких работниках – манкуртах – мы находим у Чингиза Айтматова, который описывал их следующим образом.[i]
Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери — одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишенный понимания собственного Я, манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помышлял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное — восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в своем роде исключением — ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. С другими он не вступал в общение. Все его помыслы сводились к утолению чрева. Других забот он не знал. Зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно. Манкуртов обычно заставляли делать наиболее грязную, тяжкую работу или же приставляли их к самым нудным, тягостным занятиям, требующим тупого терпения.
Описанную управленческую концепцию, пришедшую к нам из раннего средневековья, направленную на радикальное изменение поведения работника, условно назовем манкуртизмом (см. схему на рис.2).
Казалось бы, фантазии и мечты рабовладельцев всего мира о манкуртах так и остались таковыми со времен евгеники. Однако в начале ХХ века эти идеи вновь получили развитие в гитлеровской Германии. Начало этому процессу положил первый учебник по генетике Э.Бауэра, О.Фиша и Ф.Ленца, вышедший в Германии в 1921 году. Значительный раздел данного учебника был посвящен евгенике. Причем авторы считали, что основные характеристики и особенности поведения человека наследуются генетически, а воспитание играет второстепенную роль.
От этих идей оставался только шаг до теории расовой гигиены, согласно которой существуют высшие и низшие расы. Одни призваны руководить, другие должны безропотно трудиться или быть уничтоженными.
Опыты по созданию «новых манкуртов» были осуществлены нацистами в годы второй мировой войны. Заключенные в концлагерях подвергались различным хирургическим, медикаментозным, химическим, психическим и прочим воздействиям с целью лишить их воли и памяти, заставить трудиться на себя подобно домашнему скоту.
С поражением нацизма данная концепция манкуртизма не канула в Лету. Время от времени мы сталкиваемся с эпизодами (в том числе в нашей стране) пропажи людей, которые потом находятся где-либо утратившими память и лишь смутно помнящих, что где-то трудились на хозяина, находясь в рабстве.
Иногда рабство бывает почти добровольным, когда стимулом для работника является какой-либо психотропный препарат или наркотик. Иными словами, говорить о том, что страница манкуртизма в управлении бизнесом перевернута и он окончательно остался в прошлом пока рано. Упоминать об этом радикальном направлении в управлении бизнесом хотя и неприятно, но необходимо.
[i] Айтматов Ч. Буранный полустанок («И дольше века длится день»). — М., 1981 С. 106 -107.