Крылатое выражение «Свято место пусто не бывает» имеет очень давнюю историю, известную нам из Библии. Моисей, выводивший свой народ из Египта, некоторое время отсутствовал, получая от Бога скрижали с заповедями. За это короткое время люди переплавили свои ювелирные украшения и создали себе идола, которому стали молиться, отойдя от былой веры. Так и возникла впоследствии заповедь «Не сотвори себе богов литых» («Не сотвори себе кумира»). Таким образом, эта библейская эпизод показывает, что «Свято место пусто не бывает», одних богов (кумиров) быстро замещают другие, на смену одной религии может приходить другая.
В современной языковой практике россияне применяют фразеологизм «Свято место пусто не бывает» не только в тех случаях, когда хотят указать на смену религиозных верований, но и во многих других случаях более «приземлённого», прикладного характера — при замещении высоких государственных постов, вакансий на предприятиях и организациях, при конкуренции товаров, идей, инноваций, идеологий, культурных ценностей.
Но что имела в виду народная молва два-три столетия назад, употребляя поговорку «Свято место пусто не бывает»? Что подразумевалось под святым местом? И как религиозное понятие стало вполне себе обиходным?
За ответами на поставленные вопросы традиционно обратимся к нашему главному специалисту по словам и словообразованию Владимиру Далю, а также его фундаментальному труду — Толковому словарю живого великорусского языка.
Открываем четвёртый том словаря Даля 1882 года издания и читаем. Святой — духовно и нравственно непорочный, чистый, совершенный; всё, что относится к Божеству, к истинам веры; предмет высшего почитания, (Т.4, с.161). Святые места — Иерусалим и принадлежности его. Святое место пусто не будет — об отставке чиновника. Покидаю вам честь и место — передаю. (Т.2, с.370).
Святым местом в крестьянской избе считался угол, где находились иконы. Красный угол в избе — передний, старший, где иконы и стол; второй угол — середа, кут; третий — печной, а четвёртый задний, коник или дверной. Красный угол обычно обращён к юго-востоку; солнце утром входит в избу передними, красными окнами. (Т.2, с.187).
От красного угла в крестьянской избе пошло выражение Красный уголок, которое в советское время обозначало помещение, посвящённое В.И. Ленину и другим революционным вождям — К. Марксу, Ф. Энгельсу, И. Сталину и другим «святым», рангом пониже — Кирову, Ворошилову, Хрущёву, Брежневу. Вожди сменяли друг друга, менялись образы, идеология, культурные и социально-экономические ценности. Таким образом, свято место не было пусто и в советские времена.
Сегодня выражение «Свято место пусто не бывает» используется как в широком, так и в узком смысле. Например: «США и Запад теряют свои позиции в мире, но свято место пусто не бывает — на их место выходят другие государства». Или: «Чемпионат России выиграла новая талантливая гимнастка, сместив с пьедестала старых лидеров. Свято место пусто не бывает».
См. также: Происхождение русских фразеологизмов