Нет нужды долго говорить о том, что топ-менеджеры корпорации, члены совета директоров и крупные акционеры имеют больше информации об истинном положении дел в компании, чем сторонние инвесторы. Получая всю полноту коммерческих данных в оперативном режиме, эти люди, которых называют инсайдерами, члены их семей и доверенные лица имеют явное преимущество перед всеми остальными участниками рынка, которым сведения такого рода недоступны. В этом случае принято говорить о наличии «несимметричной» информации, которая поступает на рынки либо с запаздыванием, либо фрагментарно и с известными искажениями (т.е. основана на слухах, догадках и предположениях).
Свою более полную информированность о потенциальных последствиях того или иного события (назначения определенного лица в совет директоров, отставки генерального директора или топ-менеджера, крупной покупки или продажи, слияния или поглощения, обратного выкупа акций и т.д.), а также связанного с этим действием рисков, инсайдеры используют для упреждающих действий. К такого рода действиям обычно относят покупку или продажу актива, который вскоре изменит свою рыночную стоимость. Например, если инсайдеру становится известной информация о будущей дополнительной эмиссии акций корпорации, в результате которой произойдет снижение их курсовой стоимости, то естественно, что данное лицо захочет заблаговременно продать свои ценные бумаги до того, как они подешевеют.
Если же непубличные сведения, поступившие к инсайдеру, носят позитивную окраску – например, компания вскоре получит большой государственный заказ, получит возможность выхода на новые рынки, образует выгодный альянс с другой корпорацией, — то тогда лицо, обладающее такой информацией, попытается купить максимальный объем акций компании в связи с тем, что вскоре они подорожают (см. рис.1).
Торговля на основе непубличной информации существовала во все времена. Но активная борьба с инсайд-трейдингом началась лишь после Великой депрессии 1929-1933 гг. Биржевой крах и тяжелый экономический кризис тех лет послужил стимулом для формирования законодательства, заключавшего в себя комплекс мер по государственному регулированию корпоративного управления и фондового рынка.
В числе прочих мер были предложены законодательные ограничения по предотвращению инсайдерской торговли на основе конфиденциальной информации. Специальным надзорным органом стала вновь созданная Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC), на которую был возложен комплекс контрольных и административных функций.
Так, при регистрации ценных бумаг корпорации обязали предоставлять в SEC следующие данные:
1. отраслевая принадлежность, организационная структура и финансовое положение компании;
2. наличие предыдущих эмиссий ценных бумаг и операции с ними на рынке;
3. условия данной эмиссии и выпусков предыдущих лет;
4. балансовые отчеты как минимум за три предшествующих года;
5. счет прибылей и убытков;
6. размеры пакетов ценных бумаг, принадлежащих директорам, топ-менеджерам и тем крупнейшим акционерам, кому принадлежит более 10% всех акций;
7. выплаты на сумму более 20 тыс. долл. в год лицам, не входящим в состав администрации корпорации;
8. выданные корпорацией опционы на приобретение ценных бумаг;
9. любая другая информация, которую может затребовать SEC.
Законодательные меры также включали пункты, направленные на ограничение спекулятивных приемов, при которых игроки рынка намеренно вводят в заблуждение других участников рынка.
Здесь имеется в виду такой прием, как boiler-room (т.е. устраивание «котельной»). Смысл его состоит в том, что при использовании инсайдерской торговли начинают расти объемы купли-продажи ценных бумаг данной корпорации. Сторонние инвесторы, замечая это, начинают совершать опрометчивые сделки, сильно понижая или повышая справедливые котировки. Таким образом, законодательное регламентирование коснулось не только самого инсайд-трейдинга, но и имитирование его. Брокерам теперь запрещено совершать друг с другом большие «компенсирующие» сделки, способствующие фиктивному наращиванию объемов продаж.
Одной из главных целей законодательства США о фондовом рынке стал запрет инсайдерам использовать конфиденциальную информацию в биржевых сделках. К категории инсайдеров были отнесены работники государственных структур, располагающих закрытой информацией, топ-менеджеры корпораций, члены совета директоров, а также крупные акционеры, владеющие пакетами акций, превышающими 10% их общего количества.
Вслед за США и другие страны стали включать в свои законодательства положения о запрете инсайд-трейдинга. Однако практическая реализация положений закона неизменно наталкивается на две основные проблемы:
— как обнаружить и наказать нарушителя;
— как определить нарушителя без блокирования потока информации от корпорации к инвестору.
В 1989 г. Европейское экономическое сообщество выработало директиву, согласно которой странам ЕС надлежит внести в законодательства о биржах и ценных бумагах соответствующие положения, касающиеся инсайд-трейдинга. Однако не все члены Евросоюза немедленно выполнили директиву. Так, например, Германия долго затягивала выработку законодательства об инсайдерах. Но давление общественности на государственные органы по ускорению введения подобного законодательства значительно увеличилось из-за скандального дела Ф.Штайнкюлера, который являясь лидером крупнейшего профсоюза Германии и членом наблюдательного совета корпорации «Даймлер-Бенц», совершил махинации с акциями компании «Мерседес-Холдинг».
Проблему инсайд-трейдинга пытается в настоящее время решить и российский законодатель. В частности, в Законе о защите конкуренции от 2006 г. перечислены лица, относимые отечественными законодателями к инсайдерам. Однако пока данные положения закона остаются лишь декларацией.
В реальной судебной практике пока не отмечается резонансных дел, в которых фигурируют инсайдеры, занимающие высокие посты на государственной службе, а также в корпоративном секторе. Видимо, это дело будущего, когда корпоративная и правовая культура станут иными, а правоприменительная практика будет функционировать без изъятий.