Все мы, живущие в современном мире, так или иначе, вовлечены в кругооборот международного бизнеса, − покупая зарубежные автомобили, одежду и прочие товары, работая на иностранных или совместных предприятиях, отдыхая в Европе, Азии или на других континентах, мы тем самым включаемся в мировые бизнес-процессы. Каждодневно мы пользуемся компьютерными технологиями и интернет-сайтами компаний- нерезидентов, скачивая фильмы, книги и статьи зарубежных авторов, общаемся в интернациональных соцсетях.
В то же время мы выступаем не только в роли потребителей товаров, услуг и информации для зарубежных производителей, но и сами вносим определенную лепту в копилку международного бизнеса, обогащая его своим трудом как в прямой, так и опосредованной форме. При этом речь идет не только о нефтяниках, газовиках и металлургах, чей продукт составляет преобладающую часть российского экспорта. Все большее количество предприятий из сферы IT-технологий, финансового и банковского сектора, дизайна, туризма, спорта и других отраслей выходит на глобальные рынки, включаясь в конкурентную борьбу за зарубежных потребителей.
Таким образом, понятие международного бизнеса разрослось в экономике XXI века до таких размеров, которые были недосягаемы прежними хозяйственными системами. Открытость для мировых товарных, финансовых и информационных потоков фактически сделала национальные экономики частью глобального рынка со всеми преимуществами и недостатками этого объективного процесса.
Что же такое современный международный бизнес, каковы его мотивы, движущие силы и закономерности развития? Начнем с общих понятий и простейших объяснительных схем.
Начнем со смыслового наполнения категории «бизнес». Понимание термина бизнес может быть довольно размытым и трактоваться в узком смысле как предпринимательская деятельность, то есть деятельность, связанная с коммерческим риском и направленная на получение прибыли. Под бизнесом в широком смысле понимают всю совокупность хозяйственных отношений, в орбиту которых вовлечены индивидуальные и коллективные предприниматели всех форм собственности (в том числе государство как предприниматель). Если речь идет о каком-либо местном предпринимательском сообществе, то говорят о локальном или региональном бизнесе; если имеют в виду систему коммерческой деятельности в масштабах страны, то ее определяют как национальный бизнес. Наконец, самая сложная и разветвленная система международного уровня, выходящая за рамки одного или нескольких государств, трактуется как мировой или глобальный бизнес.
Необходимо отметить определенную специфику современной трактовки дефиниции «международный бизнес». Традиционно смысл данного термина был аналогичен понятиям «иностранный бизнес» и «коммерческая деятельность предприятий-нерезидентов». Однако в последние десятилетия в таких упрощенных смысловых конструкциях наметились известные лакуны. Например, если взглянуть на большинство крупных российских предприятий из частного сектора, то мы увидим, что они организованы по принципу холдингов с управляющими компаниями, зарегистрированными в оффшорных юрисдикциях. Имена их подлинных владельцев скрыты за ширмой института номинальных директоров. Поэтому однозначно определить национальную принадлежность компании невозможно. Отсюда вытекает неопределенность и в понятии «международный бизнес», под маской которого нередко выступают отечественные предприниматели и бизнес-структуры, не желающие раскрывать своих имен и платить повышенные (по сравнению с оффшорами) налоги. Эту специфику мы подробнее рассмотрим ниже, а сейчас попытаемся понять, что же привлекает иностранных производителей за рубежом, почему так притягательна внешнеэкономическая деятельность.
Для иллюстрации движущих сил международного бизнеса возьмем известный пример из «Богатства народов» Адама Смита, показывающий работу булавочной мастерской. Один рабочий, не умеющий обращаться с машинами, — пишет Смит, — при всем старании не сделает более 20 булавок в день. Если же разбить весь процесс производства булавок на 18 самостоятельных операций, которые будут выполняться десятком рабочих, то тогда они сделают 48 000 булавок в день. Таким образом, разделение труда позволяет поднять производительность предприятия в сотни раз.
Однако здесь начинаются трудности. Возросшая производительность труда, которая появилась за счет использования машин и специализации каждого работника на одной-двух операциях, ведет к быстрому затовариванию рынка. Переполнение каналов торговли и сбыта качественной, но избыточной продукцией, неизменно ведет к падению спроса, цен и увольнению части работников, производящих данный товар.
Снижение прибыли и простаивание оборудования – это совсем не то, на что рассчитывают владельцы бизнеса. Они понимают, что где-то в других регионах и странах производимых ими товаров не хватает, и они достаточно дорого стоят. Но «удаленность равносильна бесплодию» как метко замечал выдающийся теоретик предпринимательства Жан-Батист Сэй. Нужны новые рынки сбыта, которые помогут реализовать изготовленный товар по приемлемым ценам.
Более того, если найденный за рубежом рынок достаточно емкий, то есть на нем имеется много потенциальных потребителей, предъявляющих на иностранную продукцию платежеспособный спрос, это будет полезно бизнесменам-товаропроизводителям вдвойне.
Во-первых, иностранный рынок поглотит существенную часть произведенной продукции, за каждую единицу которой можно получить, например, 1 долл. прибыли. Значит, теперь не нужно будет существенно снижать цену на внутреннем рынке из-за перепроизводства товара, и увольнять излишних работников предприятия.
Во-вторых, расширение рынков сбыта позволяет, с одной стороны, углубить специализацию (что еще более поднимет производительность труда), и, с другой стороны, повышать отдачу от бизнеса. На втором моменте остановимся отдельно.
Представим себе, что предприятие по изготовлению декоративных булавок продает их по цене в 3 долл. за десяток и имеет 1 долл. прибыли за каждый комплект. Выходя за пределы национальной экономики, и открывая для себя рынок страны Х, предприятие теперь может удвоить сбыт своих изделий. Владелец бизнеса теперь может построить еще одно аналогичное предприятие и удвоить прибыль. Но он поступает иначе. Зачем все эти стройки, затраты, наем и обучение нового персонала? Бизнесмен просто увеличивает коэффициент сменности – то есть на том же оборудовании и почти в том же составе работники начинают трудиться в две (или в три) смены.
В результате увеличения загрузки оборудования и углубления специализации эффективность производства булавок существенно растет; их себестоимость падает вдвое. Это означает, что прибыль владельца бизнеса также почти удваивается без особых инвестиций и побочных затрат. Но бизнесмен на этом не останавливается и идет дальше, осваивая рынки страны Y. Возросшая рентабельность бизнеса позволяет осуществлять сбыт там, где потребители имеют более низкую покупательную способность. Снижая цены, бизнесмен одновременно решает двуединую задачу: во-первых, привлекая новых покупателей (которые, согласно закону спроса, начинают больше покупать товара при снижении его цены); и, во-вторых, уничтожая низкими ценами менее эффективных производителей, которые должны будут освободить рынок для своих иностранных конкурентов.
Так действовали представители бизнеса развитых стран со времен средневековья, формируя колониальную систему торговли и бизнеса вокруг метрополий. Поставляя в промышленно отсталые страны готовую продукцию, бизнесмены-иностранцы не только увеличивали свою прибыль, но и умножали ее, закупая на полученные от продаж деньги местное дешевое сырье или ценные «колониальные» товары, традиционные для данной местности.
Рассматривая движущие силы международного бизнеса нельзя не отметить и того обстоятельства, что в силу различных географических, климатических, социальньно-трудовых, политических и прочих причин в разных странах определенных товаров имеется либо в избытке, либо в недостатке. Соответственно, и ценовые диспропорции могут быть весьма значительными. Например, в апельсины и бананы не растут в северных странах, зато они присутствуют в избытке на рынках некоторых южных стран. Одни государства располагают значительными природными ресурсами (углеводородным сырьем, металлами, лесом), другие – почти полностью лишены даров природы. Например, Японии приходится почти все сырьевые продукты покупать на мировом рынке.
Однако отсутствие возможности торговать сырьем стало позитивным моментом для японской нации, которая использовала на полную мощность свой интеллектуальный потенциал, создавая всемирно известную бытовую и радиотехнику, отличные автомобили, качественное оборудование для многих отраслей промышленности.
И, наконец, следует отметить такой важный для международного бизнеса фактор, как различия уровня оплаты труда в разных странах мира. Бизнесмены из развитых стран, где уровень оплаты труда наемных работников весьма высок, стали переносить свои производства в те страны, где сотрудникам сопоставимой квалификации можно платить в 2-3 раза меньше. Естественно, что уровень издержек при низкой зарплате резко идет вниз, растет конкурентоспособность производимого товара, который можно продавать дешевле. При этом качество, гарантии и брэнды производителя остаются прежними.
Коротко резюмируя сказанное, выделим движущие силы международного бизнеса в отдельные пункты:
1. Выход на зарубежные рынки позволяет увеличивать сбыт продукции;
2. Увеличение количества продаж за счет экспорта позволяет углубить внутрифирменную специализацию (разделение труда);
3. За счет эффекта масштаба можно снизить цены и повысить загрузку оборудования (увеличив коэффициент сменности), что ведет к возрастанию прибыли;
4. Полученную за рубежом выручку можно использовать для закупки местных товаров для последующей реализации в третьих странах;
5. Наем на работу иностранных сотрудников с более низкой оплатой труда ведет к повышению эффективности бизнеса и усилению его конкурентоспособности.