Экономическое процветание той или иной страны зависит от многих факторов, важнейшим из которых является лёгкость и комфортность ведения предпринимательской деятельности. Иными словами, внутренняя деловая активность и привлечение внешних инвестиций определяются степенью обременения бизнеса в части налоговой и неналоговой нагрузки, адекватностью судебной системы, простотой или сложностью бюрократических процедур (в том числе количеством отчётных материалов, проверок, лицензий и проч.). Эта простая аксиома является базовой для качественного управления экономикой и государством.
Насколько же хороши перечисленные кондиции для современной России, которая увязла в низких темпах экономического роста, свалившись в 2015 году в отрицательную область прироста ВВП? На этот фундаментальный вопрос дал хороший ответ министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев. В частности, он указал, что налоговое бремя в России значительно выше, чем во многих других государствах – на 17 процентных пунктов выше, чем в странах ЕАЭС, и на 22 процентных пункта выше, чем в странах БРИКС. Помимо этого, А.Улюкает признал, что в нашей стране много неналоговых платежей, которые в значительной мере нагружают бизнес и способствуют его торможению.
К словам министра следует добавить, что прямыми последствиями избыточного бремени на предпринимательскую деятельность являются: развитие теневой экономики, утечка мозгов и капиталов, криминализация бизнеса.
Более того, в сложившихся обстоятельствах Россия не может на равных конкурировать со своими основными партнёрами по экономическому союзу – Белоруссией и Казахстаном, которые имеют более благоприятные юрисдикции и щадящий налоговый режим. Положение осложняется тем, что российские предприятия могут беспрепятственно регистрироваться в этих странах, экономя на обязательных платежах. Формируется ситуация, которая наблюдалась ранее с «внутренними офшорами».
Каков же выход из данной нелепой ситуации? Он заключается в создании равных или даже более благоприятных условий, чем предоставляют юрисдикции сопредельных государств или стран БРИКС. Но для этого потребуется существенно снизить налоги, пересмотреть государственный бюджет, сократить расходы, снизить количество чиновников и иных бюджетополучателей. Требуется также проведение пенсионной реформы (с возможной ликвидацией ПФР, который потребляет значительную часть пенсионных денег на собственные нужды), урезание баснословных зарплат глав госкорпораций, высокопоставленных госслужащих, депутатов, работников муниципальных структур.
Президент В.Путин, законодательная и исполнительная власть никак не могут решиться на модернизацию российской юрисдикции, зря теряя время. Однако альтернатива такой модернизации только одна – самоизоляция и закрытие границ государства для иностранных товаров и услуг (то есть фактический выход из всех соглашений по ВТО и ЕАЭС). Не стоит откладывать улучшение отечественной юрисдикции в долгий ящик, так как известно, что желающего судьба ведёт, а нежелающего тащит.