Информация, под которой мы будем понимать различные данные об окружающей действительности, представляет собой основное «управленческое сырьё», перерабатывая которое, менеджер формирует те или иные решения. Отсюда следует главенствующая роль информации как базы для принятия решений, так как искажённые данные приводят к неверным решениям. Учитывая это обстоятельство, поступающая к менеджеру информация должна отвечать таким требованиям, как:
А) достоверность (поступать из надёжных источников, а не являться просто слухами или дезинформацией). Невыполнение данного требования чревато управленческими ошибками при работе с персоналом, партнёрами по бизнесу, при взаимодействии с потребителями и в целом перечне прочих важных вопросов.
Не вполне достоверной информация может быть и из таких, казалось бы, надёжных источников, как федеральная или региональные статистические службы (по уровню инфляции, средних заработных плат, доходов населения, по масштабам теневой экономики и проч.), из опросов социологов и маркетологов, из экспертных оценок, аналитических статей. Все поступающие к менеджеру данные подлежат проверке и перепроверке.
Б) своевременность (оперативность). Информация должна поступать к менеджеру точно в срок без задержек и промедлений, так как старение данных может проходить очень быстро. Это требование распространяется как на внутренние сведения коммерческого, технического, организационного характера, так и на внешние обстоятельства – всевозможные риски, правовые акты, действия участников рынка и т.д.
Сведения, поступающие с временным лагом, задержкой, утрачивают ценность для принятия решений, представляют собой «взгляд в зеркало заднего вида». Особенно это заметно в финансовом менеджменте, в интернет-трейдинге, на бирже, где ценность информации стремительно падает уже через несколько секунд после обнародования каких-либо данных (о выплате дивидендов, росте или падении индексов деловой активности, об обратном выкупе акций, об изменении ключевой ставки ЦБ и др.).
В) селективность (подобрана по определённым критериям – внешняя и внутренняя информация, маркетинговая и управленческая, производственная и сбытовая, из СМИ и интернета, от надзорных и контролирующих органов). Селекцию информации может выполнять отдельное должностное лицо (секретарь, референт, советник, консультант), или же специальное подразделение (аналитический отдел) компании.
Г) конфиденциальность (закрытость для конкурентов и лиц, которые могут нанести ущерб компании). Полная транспарентность (т.е. информационная прозрачность) в современных компаниях невозможна из-за корпоративных секретов в области технологий, рецептур, баз данных клиентов, величины зарплат и бонусов, объёмов запасов, сроков вывода на рынок инноваций, структуры собственности и проч.
После начала подрывной работы и введения всевозможных санкций против России правительство нашей страны было вынуждено закрыть для иностранцев данные о коммерческих компаниях, их деловых операциях и системах взаиморасчётов с целью устранения возможности нанесения ущерба бизнесу и государственным структурам.
Естественно, выполнение всех вышеперечисленных требований не происходит самопроизвольно. Для сбора, анализа, селекции и проверки информации должна быть выстроена особая система, которая будет иметь своё качество, стоимость, оперативность, разветвлённость и вычислительные возможности. Кроме того, в данной системе должны быть предусмотрены меры безопасности, коды доступа (для менеджеров разного уровня), меры по копированию, изменению, удалению и сохранению данных.
Для успешной работы предпринимателю или менеджеру требуется таким образом выстроить каналы поступления информации, чтобы охватывать все жизненно важные направления – производство, торговлю (поставки и сбыт), маркетинг, персонал, логистику, внутренние и внешние коммуникации.
К внутрикорпоративным каналам информации относятся вертикальные и горизонтальные коммуникации, которые осуществляются по направлению сверху вниз и по линии обратной связи, а также по горизонтальным векторам. Основными инструментами распространения данных информационных потоков служат планёрки, совещания, собрания акционеров (или членов трудового коллектива, внутренних подразделений компании – отделов, цехов, бригад), распоряжения и приказы, материалы корпоративной документации (журналы заданий и замечаний, графики планово-ремонтных работ, рекламации потребителей и т.п. документы).
В настоящее время в практике бизнеса всё шире используются такие инструменты получения информации, как системы видеонаблюдения, расположенные на территории предприятия и в офисах, системы сканирования пропусков и выявления опозданий. В целях предотвращения корпоративных краж и продаж технологических секретов конкурентам нередко используются полиграф (детектор лжи), который также составляет важный источник информации. Иногда предприниматели и менеджеры собирают дополнительную информацию о сотрудниках компании через социальные сети – о сообществе их друзей и знакомых, о круге интересов, крупных покупках, кредитах, увлечениях, времяпрепровождении и проч.
К внешним каналам получения информации, важной с точки зрения принятия управленческих решений относятся:
— статистическая информация, публикуемая на сайтах Росстата (gks.ru), его региональных отделений, Евростата и прочих статистических (в том числе отраслевых) ведомств;
— социологические и маркетинговые опросы, публикуемые ВЦИОМ, ФОМ, Левада-Центром, компанией TNS (по исследованиям СМИ в рекламных целях);
— аналитические и обзорные материалы по направлению работы компании (в том числе специальные периодические издания);
— выставки и трейд-шоу инноваций;
— веб-сайты конкурирующих предприятий и отзывы о компании интернет-пользователей.
Всё более значимыми каналами поступления коммерческой информации становятся фондовые биржи, на которых котируются акции, облигации, иностранные валюты и фьючерсы на те или иные активы. Интерес представляют как сами биржевые индексы, так и национальные индексы деловой активности в сфере промышленности и услуг, динамика цен на сырьевые товары, реакции рынков на те или иные политические или экономические события.
Зарождение менеджмента как науки
Цели и задачи менеджмента. Обеспечение доходности предприятия
Менеджмент как наука и профессия
Специфика менеджмента в России и использование зарубежного опыта
Предприниматели и менеджеры: соотношение интересов и мотивация
Информационные ресурсы в менеджменте
Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.1: А.А. Богданов
Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.2: А.К. Гастев
Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.3: Н.А. Витке
Административная (классическая) школа управления
Школа поведенческих наук (бихевиоризм)