На современном этапе наряду с психологическим все большую значимость приобретает педагогическое групповое консультирование. Консультирование представляет собой особым образом организованное взаимодействие между консультантом и клиентом, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в деятельность отдельного специалиста и организации в целом. Задача консультанта заключается в том, чтобы дать клиенту возможность исследовать, обнаружить и прояснить источники и пути улучшения самочувствия и плодотворного разрешения проблем [3].
Педагогическое консультирование может рассматриваться как область педагогического знания, объектами исследования которого являются: сопровождение обучающегося в образовательном процессе и оказание ему консультационной помощи в разрешении проблем, связанных с учебно-познавательной деятельностью и личностным развитием в целом; оказание консультационных услуг различным субъектам социума, участвующим в образовательной деятельности (родители, различные группы населения, потребители образовательных услуг); научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагога, в том числе консультирование по проблемам организационного развития учебно-воспитательного учреждения [3].
Известно, что группа – это объединение индивидов, поддерживающих взаимоотношения и стремящихся к общей цели. Групповое консультирование, имеющее целью оказание психологической или психотерапевтической помощи, предполагает, что группа формируется из участников ранее незнакомых друг с другом. Педагогическое консультирование предполагает, что группа состоит из взаимодействующих в профессиональном плане людей. Такое взаимодействие может быть дружеским или конфликтным.
Огромную роль при групповом взаимодействии играет обратная связь, которая позволяет субъекту более полно сформировать образ своего Я. В научной литературе принято выделять четыре области самосознания или образа Я:
а) открытая область (то, что знает о себе сам человек и знают о нем другие);
б) неизвестная область (то, что человек не знает о себе и не знают другие);
в) скрытая область (то, что человек знает о себе, но не знают другие);
г) слепая область (то, что человек не знает о себе, но знают другие) [1].
Обратная связь требует создания определенных условий, которые лежат в плоскости межличностных отношений. Необходимо создать атмосферу доверия, когда участники будут выражать свободно свои мнения, уменьшится действие защитных механизмов. Созданию атмосферы доверия должно способствовать правильное поведение консультанта, который должен избегать постоянной критики, негативных оценок, надо стремиться к открытости, демократичности общения, самому говорить о своих чувствах, переживаниях, то есть использовать прием самораскрытия консультанта, демонстрирующий участникам модель желательного поведения в группе.
М.Ф. Вейнер предлагает следующую классификацию типов самораскрытия в зависимости от определяющего аспекта:
1) чувства – означают эмоциональную реакцию «здесь и теперь» на клиента или событие (например: «Ваше поведение в данной ситуации мне глубоко импровизирует»);
2) аттитюды (к определенным явлениям) – повторяющиеся чувства в аналогичных ситуациях («Мне нравятся преподаватели, которые доступно объясняют сложный материал»);
3) мнения – суждения о клиенте или явлении («Вас должны любить ваши ученики»);
4) формулировки – обоснование суждения о клиенте в связи с его биографией («Вы нравитесь потому, что …»);
5) ассоциации – мысли, возникшие в связи с обсуждаемым моментом («Ваши действия напомнили мне о …»);
6) фантазии – более сложные формы ассоциаций («Мысленно я представляю Вас в ситуации …»);
7) пережитый опыт – реально обоснованная ассоциация, связанная с затронутой темой («Это вызывает у меня воспоминания о том, что я пережил»);
8) тело – мимика, жесты, телодвижения, как невербальные типы самораскрытия, сопутствующие словам или заменяющие их;
9) история («Я родом из …»);
10) отношение к окружающим («Я реагирую так, когда мне говорят …»);
11) окружающие («Мои коллеги …») [3].
На достижение цели группового консультирования огромное влияние оказывает сплоченность группы – это такая характеристика группы, которая обеспечивает продуктивное межличностное взаимодействие участников на основе их стремления к достижению общих целей, принятия групповых норм и ценностных установок, проявления эмпатии и оказания взаимной поддержки. В сплоченности группы проявляются привлекательность участников, взаимоуважение, способность слушать, доброжелательная атмосфера, взаимопомощь.
Для педагогического консультирования ученые предлагают некоторые правила поведения участников:
— регулярное посещение занятий без пропусков и опозданий;
— активное участие;
— обсуждение проблем в сочетании с самораскрытием;
— ориентация на разрешение конфликтов;
— оказание постоянной поддержки другим участникам группы;
— принятие ответственности [1].
Чтобы развить сплоченность группы, консультант должен выявить стержневые проблемы, которые позволяют объединиться участникам для совместной работы.
Дискуссия, как метод консультирования, позволяет обнаружить, обсудить, разрешить ту или иную ситуацию затруднения в профессиональной деятельности. В ходе групповой дискуссии могут доминировать:
а) тема профессионального бытия;
б) конкретная ситуация затруднения в деятельности специалиста;
в) профессиональная биография клиента.
Напряжение в группе является элементом групповой динамики. Консультант должен гибко управлять напряжением, которое возникает в результате конфликтов и направлено на разъединение, но вместе с тем, выступает побуждающим фактором, ведет к стремлению что-либо изменить. В противовес напряжению сплоченность является стабилизирующим фактором, когда члены группы чувствуют поддержку. Продуктивность работы зависит от того, насколько групповому консультанту удастся поддерживать необходимый баланс между напряжением и сплоченностью. Например, разрешение некоторых проблем, возникающих на занятиях в вузе, таких как: ситуационные творческие конфликты, можно направить в русло профессионального решения проблем, когда будут проявляться уникальность и индивидуальная неповторимость каждого студента, как исследователя, что повлияет на сплоченность группы.
Модерирование как форма профессионального сопровождения в контексте педагогического консультирования сыграет в этом случае огромную роль. Известно, что модерация – это направляемый структурированный процесс интеракции в группах, сориентированный на результат (принятие группового решения).
Таким образом, важными составляющими педагогического группового консультирования являются взаимодействие с обратной связью, создание атмосферы доверия, самораскрытие каждого члена группы, правильное поведение консультанта, соблюдение баланса между сплоченностью группы и напряжением – элементом групповой динамики, использование конфронтации и групповой дискуссии в системе консультационного взаимодействия, применение модерирования – одной из форм профессионального сопровождения в контексте педагогического консультирования. Основы педагогического группового консультирования включают не только теоретическое знание его важных составляющих, но и практическое их применение в ходе научно-методического сопровождения деятельности профессионала, направленного на раскрытие творческого потенциала студентов (сотрудников), обеспечивающего рассмотрение и принятие профессионально грамотных решений.
Автор: Востроилова Е.В.
Литература:
- Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика: пер. с лит. – М., 2000. – С. 18–31.
- Основы психологии: Практикум / Ред. – сост. Л.Д. Соляренко. – Ростов н/Д, 2006. – С.600–603.
- Педагогическое консультирование под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М., 2006. – С.8–11, 221–262.