Школа поведенческих наук (бихевиоризм)

Управление бизнесом основывается на предпринимательских замыслах, планировании, анализе проблемных ситуаций – на всем том, что связано с мыслительными процессами, обдумыванием, проецированием событий в будущее.

Ведущим принципом в принятии управленческих решений выступает девиз: «Видеть – анализировать – действовать». Однако попытки исследовать сознание и мыслительные процессы к началу ХХ века неизменно наталкивались на трудности понимания, что такое мысль, как она возникает и побуждает к действию.

Человеческое сознание оказалось «вещью в себе», а процессы, происходящие в головном мозге, были ненаблюдаемы и не поддавались непосредственному измерению. Анализировать объекты, обладающие сознанием и мышлением, можно было лишь в логической связке «стимул – реакция» (см. рис.1).

Рис.1. Схема взаимосвязи «стимул – реакция».

Рис.1. Схема взаимосвязи «стимул – реакция».

Основы науки об управлении поведением складывались в конце XIX – начале ХХ века в таких областях знания, как физиология, психология, генетика. Открытия русского учёного И.П. Павлова, ставшего первым отечественным лауреатом Нобелевской премии, потрясли мир. Науки о человеке, его высшей нервной и психической деятельности стали к этому времени динамично развиваться, и параллельно с зоопсихологией и экспериментами над животными сформировали задел для новой теоретической платформы, коей впоследствии стал бихевиоризм.

Вообще говоря, термин «бихевиоризм» (от англ. behavior – поведение) и обобщающая категория «школа поведенческих наук» − не одно и то же. И если в психологии под бихевиоризмом понимают одно из направлений этой науки, то в менеджменте, чаще всего, термин используют как обобщающее понятие, в которое входят весьма разнородные управленческие концепции.

Начнем с наиболее ранней из них, связанной с извечной мечтой всех рабовладельцев и работодателей иметь в своем распоряжении таких работников, которые бы безропотно трудились на хозяина, не требовали завышенной оплаты и комфортных условий труда, не поднимали восстаний и не устраивали забастовок. Легенду о таких работниках – манкуртах – мы находим у Чингиза Айтматова, который описывал их следующим образом.[1]

Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери — одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишенный понимания собственного Я, манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помышлял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное — восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в своем роде исключением — ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. С другими он не вступал в общение. Все его помыслы сводились к утолению чрева. Других забот он не знал. Зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно. Манкуртов обычно заставляли делать наиболее грязную, тяжкую работу или же приставляли их к самым нудным, тягостным занятиям, требующим тупого терпения.

Описанную управленческую концепцию, пришедшую к нам из раннего средневековья, направленную на радикальное изменение поведения работника, условно назовем манкуртизмом (см. схему на рис.2).

Рис.2. Полное подчинение поведения работника владельцу бизнеса (манкуртизм).

Рис.2. Полное подчинение поведения работника владельцу бизнеса (манкуртизм).

Казалось бы, фантазии и мечты рабовладельцев всего мира о манкуртах так и остались таковыми со времен евгеники. Однако в начале ХХ века эти идеи вновь получили развитие в гитлеровской Германии. Начало этому процессу положил первый учебник по генетике Э. Бауэра, О. Фиша и Ф. Ленца, вышедший в Германии в 1921 году. Значительный раздел данного учебника был посвящен евгенике. Причем авторы считали, что основные характеристики и особенности поведения человека наследуются генетически, а воспитание играет второстепенную роль.

От этих идей оставался только шаг до теории расовой гигиены, согласно которой существуют высшие и низшие расы. Одни призваны руководить, другие должны безропотно трудиться или быть уничтоженными.

Опыты по созданию «новых манкуртов» были осуществлены нацистами в годы Второй мировой войны. Заключенные в концлагерях подвергались различным хирургическим, медикаментозным, химическим, психическим и прочим воздействиям с целью лишить их воли и памяти, заставить трудиться на хозяина подобно домашнему скоту.

С поражением нацизма данная концепция манкуртизма не канула в Лету. Время от времени мы сталкиваемся с эпизодами (в том числе в нашей стране) пропажи людей, которые потом находятся где-либо утратившими память и лишь смутно помнящих, что где-то трудились на угнетателя, находясь в рабстве.

Иногда рабство бывает почти добровольным, когда стимулом для работника является какой-либо психотропный препарат или наркотик. Иными словами, говорить о том, что страница манкуртизма в управлении бизнесом перевернута и он окончательно остался в прошлом пока рано. Упоминать об этом радикальном направлении  в управлении бизнесом хотя и неприятно, но необходимо.

Как отдельное направление в поведенческой школе управления можно выделить медикаментозное. Многие народы издревле хотели иметь воинов, не ведающих страха, усталости, сонливости, устойчивых к голоду, холоду, фиэическим и моральным перегрузкам. Для этих целей англичанами и немецкими фашистами в период Второй мировой войны использовались различные допинг-препараты. Гитлеровцы в 1939-1940 гг. использовали первитин, которые в тяжёлых боевых условиях использовали солдаты и офицеры фюрера. Всего за эти годы в войска было передано 30 млн. доз первитина. Англичане использовали другой препарат — бензедрин с аналогичными целями (подробнее см. Где используется допинг помимо спорта?).

По совершенно другому пути в школе поведенческих наук пошёл Антон Семёнович Макаренко (1888-1939), которому удалось радикальным образом преобразовать девиантное и криминальное поведение молодых беспризорников (которых после Гражданской войны в СССР было огромное множество) в конструктивное и инновационное русло. В трудовых колониях, которые организовал А.С. Макаренко, молодые люди отказывались от старых криминальных привычек и моделей поведения, живо откликались на новую мотивацию, влияние трудового коллектива, раскрывались как талантливые рабочие, инженеры, изобретатели, инноваторы. Знаменитый фотоаппарат ФЭД сконструировали и стали массово производить именно подопечные Макаренко, которые всего один раз увидели компактный фотоаппарат у одного из иностранцев, прибывших освещать деятельность их колонии. По мнению иностранцев, работа управленческой концепции А.С. Макаренко была таким же чудом, как и начинания Роберта Оуэна в Нью-Ланарке, где он проводил свой знаменитый социальный эксперимент в начале 1800-х годов. Свои основные взгляды на педагогический менеджмент А.С. Макаренко изложил в книге «Педагогическая поэма». В интернете имеется также отличный художественный фильм с аналогичным названием (1955), где раскрывается метод Макаренко.

Другим вектором развития школы поведенческих наук стало изучение систем управления в животном мире (особенно лидерство и доминирование) и в среде общественных насекомых. Причем второе направление очень интересовало теоретика анархизма П.А. Кропоткина, который часто рассматривал совместный труд пчел в качестве образца для производственного поведения людей.

Тема, действительно, очень интересная как с точки зрения управленческих воздействий, так и передачи информационных сигналов. Пока современная наука объяснить не может, как осуществляется разделение труда и координация работы огромного количества особей.

Из мирмекологии нам известно, что муравьи и термиты – отличные строители, охотники и солдаты; их согласованные действия вызывают удивление и восхищение в своей разумности и целесообразности. Так, израильские учёные провели эксперимент и попытались выяснить, как муравьи координируют свои трудовые действия при перемещении габаритных грузов — и при этом не теряют направления передвижения к муравейнику. Этот интересный опыт наглядно представлен на видео.  Не менее захватывающими оказываются способы управления насекомых другими видами в своих целях — например, гусениц и пауков-зомби.

Но объяснить закономерности и механизмы управления их поведением мы пока не можем. Возможно, они похожи на «разумные» действия внутри нас, когда, например, лейкоциты атакуют чужеродные микроорганизмы и вирусы, попадающие в кровь, или тромбоциты, повинуясь неизвестным законам управления, «ремонтируют» поврежденные кровеносные сосуды или кожные покровы. Возможно, раскрытие закономерностей управления и поведения на микроуровне придаст в будущем новый импульс к развитию управленческой науке в целом.

Еще одним направлением школы поведенческих наук является подразделение типов и методов управления на этнические (национальные) составляющие. Упрощенная схема построения теоретического материала здесь такова: каждая нация, несмотря на многообразие характеров и психотипов людей, образует некую этническую целостность с определенными качествами, мышлением и поведением.

Относительное единство ментальности, моральных ценностей и взглядов формируется, главным образом, генетически, вместе с расовыми признаками, цветом кожи, физическими данными людей, которые образуют особую культурную и цивилизационную среду.

В таких сообществах формируется свой тип трудовых и управленческих отношений, вытекающий из черт национального характера. Это дает основание исследователям управленческих отношений в бизнесе классифицировать их по этнической или национальной принадлежности – например, японская модель управления; европейский, немецкий или американский тип менеджмента и т.д. (см. рис.3).

Рис.3. Условная схема формирования национального типа управления бизнесом.

Рис.3. Условная схема формирования национального типа управления бизнесом.

Еще одно важнейшее направление в школе поведенческих наук – лидерство, его виды и влияние на процессы управления. Эта проблематика необычайно важна для исследования феномена управления бизнесом, так как руководитель в предпринимательских организациях – это всегда лидер, а сама организация – удлиненная тень лидера, его проекция на методы осуществления предпринимательской деятельности, на коммуникации между сотрудниками, на коллективное и индивидуальное поведение.

С точки зрения школы поведенческих наук лидерство – явление широкого плана; его следует изучать в самых разных аспектах, начиная с исследований иерархий власти и доминирования в животном мире и заканчивая проблематикой формального и неформального лидерства в социальных, политических и экономических сообществах.

В рамках общего обзора мы не будем, естественно, останавливаться на каких-либо подробностях или конкретизации даже общих подходов в анализе лидерства, поведенческих реакциях ведущих и ведомых. Отметим лишь, что исследования проблем обучения лидерству, раскрытия лидерских качеств, признания или неприятия авторитетов, оппортунистического поведения и прочих проблем, находятся в стадии активной разработки и постоянного пересмотра концепций. Практические выводы из теорий бихевиоризма находят свое отражение в консультациях имиджмейкеров, специалистов по коммуникациям и бизнес-процессам.

Израильские ученые отыскали логику в поведении сумасшедших муравьев

Гусениц обвинили в зомбировании муравьев с помощью наркотиков

Ученые описали процесс превращения пауков в зомби-ткачей

Зарождение менеджмента как науки

Управление бизнесом как наука

Цели и задачи менеджмента. Обеспечение доходности предприятия

Менеджмент как наука и профессия

Специфика менеджмента в России и использование зарубежного опыта

Предприниматели и менеджеры: соотношение интересов и мотивация

Информационные ресурсы в менеджменте

Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.1: А.А. Богданов

Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.2: А.К. Гастев

Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.3: Н.А. Витке

Школы менеджмента

Школа научного управления

Административная (классическая) школа управления

Школа человеческих отношений

Эмпирическая школа

Школа поведенческих наук (бихевиоризм)

Математическая школа управления

Современные подходы к бизнес-менеджменту


[1] Айтматов Ч. Буранный полустанок («И дольше века длится день»). —  М., 1981 С. 106 -107.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.