Информационный менеджмент — относительно новая научная и практическая дисциплина, которая в современных условиях активно развивается и дополняется всё новым содержанием, технологиями, функциями, областями применения. Появление быстрого интернета, всевозможных носимых гаджетов, удешевление фото и видеоматериалов, устройств передачи и хранения информации, обработки и преобразования данных привело к стремительному распространению информационных систем и информационного менеджмента в образовании, бизнесе, военном деле, СМИ, в государственных структурах, в спорте, финансах, искусстве, культуре. В настоящее время практически все предприятия и организации имеют свои вебсайты и порталы, посредством которых осуществляются коммуникации с клиентами, покупателями, пользователями, реализуется интернет-торговля или рекламные взаимодействия. Таким образом, информационный менеджмент охватывает ныне все сферы деятельности — на макроуровне (государственном и межгосударственном), мезоуровне (отраслей, предприятий, ведомств), микроуровне (малого бизнеса, блогеров, физических лиц).
Насколько хорошо вы знаете основы информационного менеджмента? На этот вопрос вам поможет дать ответ несложный тест. Правильные ответы и пояснения представлены в нижней части текстового материала.
1 Конкуренция на межгосударственном уровне, в бизнесе и межличностном уровне в настоящее время обостряется или снижается?
а) Уровень конкуренции не меняется, он остаётся достаточно стабильным в течение последних 20-30 лет;
б) Уровень конкуренции между государствами, компаниями и физическими лицами снижается, поскольку население планеты постепенно стареет, что снижает деловую и политическую активность;
в) Уровень конкуренции между государствами, компаниями и физическими лицами растёт, перерастая подчас в вооружённые столкновения; интенсивно растёт население Земли и ужесточается борьба за ресурсы;
г) Уровень конкуренции нарастает лишь в тех странах и регионах, где имеется большой приток трудовых мигрантов.
2 Помогает ли адекватное управление информацией поддерживать конкурентоспособность государствам, компаниям, силовым структурам, физлицам?
а) Нет, не помогает, поскольку конкурентоспособность государства и компаний зависит от силы армии, мощи экономики, имиджа и репутации на мировой арене;
б) Да, помогает, поскольку правильно подобранная информация необходима в рекламе, пропаганде, продвижении торговых марок, в формировании имиджа людям и событиям;
в) Должным образом подобранная конфиденциальная информация помогает телефонным мошенникам обманывать рядовых граждан;
г) Похищенная и коммерчески значимая информация помогает хакерам шантажировать банки, компании и частные лица.
3 Помогают ли правильно выстроенные информационные системы адекватно прогнозировать будущее?
а) Нет, не помогают, поскольку выстраивание прогнозов — дело неблагодарное;
б) Да, помогают, так как способны учитывать массу переменных параметров — изменение количества запросов в интернете, уровень цен, инфляцию, демографию, моду и проч.
в) Информационные системы, как правило, весьма дорогостоящие и поэтому редко окупаются;
г) Будущее неопределённо и непредсказуемо, попытки его прогнозирования при помощи увеличения потока данных безрезультатны, поскольку непонятно, какие сведения главные, а какие второстепенные.
4 Что представляют собой каналы и источники поступления информации?
а) Государственные статистические службы федерального и регионального уровня (статсборники, сайты, материалы переписи, выборочные обследования);
б) Опросы и аналитика социологических и маркетинговых компаний, получаемые из открытых и конфиденциальных источников;
в) Экспертные оценки, материалы научных конференций, прогнозы финансовых аналитиков, носимые гаджеты;
г) Всё перечисленное верно.
5 Какова основная цель коммерческих информационных агентств?
а) Получение и продажа информации;
б) Оперативное донесение достоверной информации до власти и общественности;
в) Генерация новостей по различным направлениям (науки, политики, экономики, культуры и проч.) — в том числе фейк-ньюс;
г) Развитие образования и повышение интеллектуального уровня населения.
6 Какие из указанных инструментов информационного менеджмента используются физлицами на персональном уровне?
а) Данные, поступающие от носимых гаджетов по частоте сердечных сокращений, фазам сна, количеству пройденных шагов;
б) Сведения о калорийности потреблённых продуктов, изменениям веса тела, по уровню холестерина в крови;
в) Информация о торгах на фондовой бирже, котировках ценных бумаг на базе смартфона;
г) Всё перечисленное верно.
7 Каковы основные задачи информационного топ-менеджера?
а) Управление персоналом информдепартамента, обеспечение информационной безопасности и устойчивого функционирования информационной системы;
б) Работа в наблюдательном совете (совете директоров) компании, участие в выработке корпоративной стратегии развития;
в) Обеспечение связей с общественностью, продвижение торговой марки предприятия на рынках сбыта;
г) Обеспечение качественной работы вебсайта компании, взаимодействие с потребителями, партнёрами, контрольно-надзорными органами.
8 Под термином «информационное общество» понимается:
а) Постиндустриальное общество, в котором преобладающее большинство людей работает с информацией (в СМИ, образовании, науке, ИТ-отрасли);
б) Инновационное-креативное общество, в котором больше всего ценятся нововведения, креативная сфера, дизайн, реклама и прочие сферы, основанные на больших данных;
в) Предприятие или организация, работающее в сфере вещания, звукозаписи, киноискусства и производящее информационный продукт на коммерческой основе;
г) Добровольная организация (структура), целью которой является защита информации от цензуры и всяческих ограничений морально-нравственного, идеологического и религиозного характера.
9 В ходе СВО Министерство обороны РФ даёт дозированную информацию по нашим потерям и планам наступления. С какой целью это делается?
а) С целью предотвращения психологического травмирования населения России;
б) С целью снять обсуждения в обществе на эту болезненную тему;
в) С целью переключить внимание населения России на потери в живой силе ВСУ;
г) Всё вышеуказанное верно.
10 На низовом уровне, в кругу семьи, родителями ограничивается или блокируется информация, не предназначенная для детей. Можно ли утверждать, что родители в данном случае выступают информационными менеджерами?
а) Да, можно, поскольку они регулируют информационные потоки для третьих лиц;
б) Нет, нельзя, поскольку ограничение или блокировка информации — обычный приём в воспитании;
в) Ограничение поступления информации для детей вредно в любом случае, поскольку это изолирует подрастающее поколение от реального мира;
г) Нет правильного ответа.
11 На сайтах министерств и ведомств РФ представляются сведения об участии руководителя в тех или иных мероприятиях (открытиях новых объектов, публичных выступлениях, деловых поездках, общественных акциях) в позитивном ключе. Но почти никогда не упоминается об ошибках первых лиц. С какой целью редактируется информация?
а) Пресс-служба министерств и ведомств корректирует информацию для простоты понимания ситуации массовым пользователем;
б) Пресс-служба министерств и ведомств корректирует информацию для создания положительного восприятия руководителя, укрепления его репутации и делового имиджа;
в) Пресс-служба министерств и ведомств корректирует информацию в целях общественного спокойствия;
г) Пресс-служба министерств и ведомств корректирует информацию для повышения оценки работы (рейтинга) руководителя при опросах общественного мнения.
12 Руководство многих крупных компаний планирует осуществлять спонсорскую деятельность. С какой целью это делается?
а) С целью анонимной поддержки того или иного лица (организации);
б) С целью вызвать положительный общественный резонанс, прославить своё имя и торговую марку;
в) С целью избавления от излишних денежных средств;
г) С целью налоговых послаблений.
13 Меняет ли полученная людьми информация на их повседневное поведение?
а) Нет, не меняет, за исключением рекламного воздействия на индивидов;
б) Да, меняет, хотя люди не всегда это ясно осознают;
в) Нет, не меняет, за исключением сведений, полученных из образовательных программ;
г) Слабо меняет под воздействием отечественного и зарубежного кино.
14 Что понимается под термином «информационный повод»?
а) Под термином «информационный повод» в имиджмейкинге и пиаре понимается любая дата или событие, служащее базой для отклика, выступления, статьи или видеосюжета;
б) Под термином «информационный повод» в журналистике понимается новость, сюжет, статья, выход книги для обсуждения какого-либо злободневного вопроса;
в) Под термином «информационный повод» в правовых вопросах понимается утверждение закона, нормативного акта, решение суда, оглашение приговора для обсуждения прямо или косвенно связанного с этим события;
г) Всё вышеперечисленное верно.
15 Что означает понятие «информационные войны»?
а) Противостояние информационных и пропагандистских служб враждующих тайно или явно государств, компаний, персон;
б) Информационные войны — это шутливая форма обозначения конкуренции различных информагентств и иных СМИ;
в) Под информационными войнами понимается противостояния голливудской кинопродукции и советских художественных фильмов;
г) Информационные войны — это полный аналог термина «кибервойны».
16 Что понимается под термином «независимый источник информации»?
а) Под термином «независимый источник информации» понимается информатор из правительственных структур, независимый от коммерческого сектора;
б) Под термином «независимый источник информации» понимается информатор из состава спецслужб иностранного государства;
в) Под термином «независимый источник информации» понимается информатор, лично не заинтересованный в замалчивании или приукрашивании передаваемых в СМИ сведений;
г) Под термином «независимый источник информации» понимается информатор из финансовых кругов, обладающий инсайдерскими данными.
17 Какие из перечисленных элементов входят в информационную систему?
а) Подсистема сбора и проверки информации;
б) Подсистема обработки и анализа информации;
в) Подсистема хранения и обновления информации;
г) Всё указанное входит в информационную систему.
18 Являются ли вредоносные программы информационным продуктом?
а) Да, являются, поскольку могут быть объектом купли-продажи на информационных рынках;
б) Нет, не являются, поскольку компьютерные программы не являются товаром, предназначенном для реализации;
в) Вредоносные программы предназначены для причинения ущерба или вымогательства денежных средств, а не для продажи всем желающим, поэтому информационным продуктом не являются.
г) Все указанные ответы верны.
19 С какой целью создаётся Министерство информации?
а) Министерство информации создаётся в структуре правительства в особых ситуациях (войны, информационной и культурной агрессии и проч.) с целью координации работы информструктур, планирования и финансирования дружественных сайтов, СМИ, блогеров;
б) Министерство информации создаётся в структуре правительства в том случае, если там нет Минцифры и Федерального агентства по противоборству враждебным СМИ (СМИ-иноагентам);
в) Министерство информации создаётся в структуре правительства тогда, когда «пятая колонна» противника в значительной степени укрепилась и представляет серьёзную угрозу для национальной безопасности;
г) Министерство информации создаётся в структуре правительства тогда, когда Министерство по чрезвычайным ситуациям не справляется со своей работой.
20 Является ли детское кино и мультфильмы инструментом воспитания детей и юношества?
а) Нет, не является, поскольку мультфильмы, а также кинокартины для детей и юношества не несут в себе чуждых ценностей;
б) Да, является, поскольку в детском и юношеском возрасте наиболее активно формируется характер, ценности человека;
в) Детское кино и мультфильмы воспитывают и перевоспитывают людей среднего возраста и пенсионеров;
г) Всё вышеуказанное верно.
21 Какая информация составляет государственную тайну?
а) Государственную тайну составляет информация о дислокациях воинских частей, их составе и вооружениях;
б) Государственную тайну составляет информация о численности населения в стране, его приросте или убыли;
в) Государственную тайну составляет информация о количестве информационных агентств в стране, медиахолдингов, принадлежащих правительству на 50% и более;
г) Государственную тайну составляет информация о численности мобилизованных в армейские структуры лиц.
22 Является ли сознательное искажение информации об истории государства правонарушением?
а) Сознательное искажение информации об истории государства является шуткой, пародией и не считается правонарушением;
б) Сознательное искажение информации об истории государства является правонарушением, тяжесть которого зависит от намерений лица (или лиц), фальсифицирующих историю и распространяющих данные сведения;
в) Сознательное искажение информации об истории государства является троллингом депутатов Госдумы и чиновников из Министерств просвещения, науки и образования;
г) Всё вышеуказанное верно.
Ответы и пояснения:
1 Конкуренция на межгосударственном уровне, в бизнесе и межличностном уровне в настоящее время обостряется или снижается?
Правильный ответ — вариант в.
2 Помогает ли адекватное управление информацией поддерживать конкурентоспособность государствам, компаниям, силовым структурам, физлицам?
Правильный ответ — вариант б.
3 Помогают ли правильно выстроенные информационные системы адекватно прогнозировать будущее?
Правильный ответ — вариант б.
4 Что представляют собой каналы и источники поступления информации?
Правильный ответ — вариант г.
5 Какова основная цель коммерческих информационных агентств?
Правильный ответ — вариант а.
6 Какие из указанных инструментов информационного менеджмента используются физлицами на персональном уровне?
Правильный ответ — вариант г.
7 Каковы основные задачи информационного топ-менеджера?
Правильный ответ — вариант а.
8 Под термином «информационное общество» понимается:
Правильный ответ — вариант а.
9 В ходе СВО Министерство обороны РФ даёт дозированную информацию по нашим потерям и планам наступления. С какой целью это делается?
Правильный ответ — вариант а.
10 На низовом уровне, в кругу семьи, родителями ограничивается или блокируется информация, не предназначенная для детей. Можно ли утверждать, что родители в данном случае выступают информационными менеджерами?
Правильный ответ — вариант а.
11 На сайтах министерств и ведомств РФ представляются сведения об участии руководителя в тех или иных мероприятиях (открытиях новых объектов, публичных выступлениях, деловых поездках, общественных акциях) в позитивном ключе. Но почти никогда не упоминается об ошибках первых лиц. С какой целью редактируется информация?
Правильный ответ — вариант б.
12 Руководство многих крупных компаний планирует осуществлять спонсорскую деятельность. С какой целью это делается?
Правильный ответ — вариант б.
13 Меняет ли полученная людьми информация на их повседневное поведение?
Правильный ответ — вариант б.
14 Что понимается под термином «информационный повод»?
Правильный ответ — вариант г.
15 Что означает понятие «информационные войны»?
Правильный ответ — вариант а.
16 Что понимается под термином «независимый источник информации»?
Правильный ответ — вариант в.
17 Какие из перечисленных элементов входят в информационную систему?
Правильный ответ — вариант г.
18 Являются ли вредоносные программы информационным продуктом?
Правильный ответ — вариант а.
19 С какой целью создаётся Министерство информации?
Правильный ответ — вариант а.
20 Является ли детское кино и мультфильмы инструментом воспитания детей и юношества?
Правильный ответ — вариант б.
21 Какая информация составляет государственную тайну?
Правильный ответ — вариант а.
22 Является ли сознательное искажение информации об истории государства правонарушением?
Правильный ответ — вариант б.
См. также: Тесты с ответами по различным курсам