Организация российских бирж

Организация российских бирж

Организация российских бирж

Рассматривая выше организационно-правовые формы европейских бирж, мы классифицировали последние по условиям допуска к торгам; при этом были рассмотрены три случая – открытый вариант (публично-правовая форма), закрытый вариант (частная корпорация) и комбинированная модель.

Российский вариант организации биржи является комбинированным: с одной стороны, к биржевым торгам допускались посетители биржи, с другой – отечественная биржа имела и корпоративную структуру. При этом следует отметить, что доступ на биржу в различных городах России не был однородным и подчас значительно дифференцировался. Вообще говоря, необходимо подчеркнуть, что русские биржи не имели единой организации и консолидированного биржевого законодательства; деятельность бирж регулировалась бессистемно действующими правовыми актами, которые иногда прямо противоречили друг другу. Для более точного установления всех нюансов биржевой организации обратимся к анализу российской биржевой практики и биржевого законодательства.

Остановимся вначале на рассмотрении вопроса о происхождении и принадлежности биржевых помещений. После смерти Петра I, заложившего основы биржевого дела в России, государственная власть продолжала содействовать развитию биржи. Так, в царствование императора Александра I, 26 февраля 1804 г. был выпущен Именной указ, данный Министерству коммерции, о построении в Санкт-Петербурге новой каменной биржи. В указе говорилось: «Я желаю, чтобы построение биржи было окончено на четвертый год, а обложение берега камнем в пять лет, начав те и другие работы при наступлении нынешней весны. Деньги взять из Государственного Казначейства».[i]

Здание Санкт-Петербургской биржи, спроектированное швейцарским архитектором Тома де Томоном, стало вместе с набережной Васильевского острова одним из красивейших ансамблей города и шедевром мировой архитектуры. Строительство здания было начато в 1805 г., а окончено в 1810 г. В 1812 г. здание биржи было передано в ведение таможни, после чего в течение шести лет было закрыто для купечества и даже не было освящено.[ii]

Несколько позднее биржевое здание было передано для текущего обслуживания и ремонта местному купечеству, а в устав Санкт-Петербургской биржи было записано: «Щедротами и иждивением правительства устроено для таких [биржевых – В.Г.] собраний в Петербурге особое здание, которое в 1816 году поступило на заведывание купечества с тем, чтобы на его уже попечении лежало содержание этого здания».[iii]

После передачи здания купечеству, в том же году был избран Биржевой Комитет. Купечество постановило: «1) Для принятия и управления над содержанием вышесказанного биржевого здания и принадлежностей оного, составить Комитет Санкт-Петербургской биржи, коему и состоять всегда под предводительством СП-го Городского Главы; для составления же такого Комитета избрали членами оного: из купечества г.г. Андрея Козм. Жукова и Мих. Венед. Самаду, и из биржевых маклеров: г.г. Карла В. Риттера, Никиту Г. Калгина, Тимофея Н. Тиняева и Александра Н. Красильникова». Для содержания биржевого здания… чинить сбор как с российского, так и с иностранного купечества… в собрании биржевом бывающих лиц; собирать по 25 руб. ассигнациями с каждого лица или торгового дома».

Впоследствии государственное содействие биржевому делу в России оформилось законодательно. На городские общественные управления по закону (ст.656 Устава Торгового) возложено было «содействие устройству биржевых учреждений». Это содействие проявлялось в различных формах. Городское управление нередко бесплатно отводило участки земли под постройку биржевого здания; предоставляло в безвозмездное пользование биржи принадлежащие городу здания; воздвигало на свои средства специальное под биржу помещение. Такое благожелательное отношение городских властей к нуждам бирж, помимо указаний закона, по замечанию проф. А.Невзорова, «объясняется, конечно, тем, что биржи, в сущности, преследуют, по крайней мере, во многих случаях, цели и задачи, общие с таковыми городских управлений, поскольку дело касается интересов торговли и промышленности».[iv]

Статья 2156 XI Тома Свода законов России определяла биржу следующим образом: «Биржа суть сборные места, учреждаемые в портовых и других городах, в коих производится значительная торговля, для нужных по торговым оборотам свиданий в определенное время, для получения сведений о ценах на товары, о приходе и отходе кораблей, также для установления вексельного курса».

Обычно биржевые уставы несколько расширяли и дополняли это определение, указывая, например, что биржа имеет целью упорядочение местной торговли и промышленности, служит их развитию. Из самого определения следует, что сословные ограничения по составу торгующих на бирже первоначально отсутствовали. Однако ст.656 Устава Торгового уже трактовала биржи несколько по-иному: «Биржи – суть сборные места или собрания принадлежащих к торговому классу лиц для взаимных по торговле сношений и сделок». Это определение иного плана, которое дает основание для квалификации биржи как профессионального собрания купечества. Поэтому при рассмотрении русского законодательства по вопросу биржевой организации, по словам В.Мониготти, «следует отличать несколько хронологических наслоений, часто стоящих в полном противоречии между собой».[v]

Действительно, в ст.660 Устава Торгового сказано, что «право посещать биржу и производить в ней, со взносом установленной биржевым обществом платы, торговые дела» имеют право «лица всех состояний в пределах торговых прав, каждому из них по закону принадлежащих».

Свободный допуск оговаривался и в уставах бирж. Так, в уставе Киевской биржи в пункте 4 говорилось: «Посещать Киевскую биржу и производить в ней коммерческие дела имеют право лица всех состояний без различия».

Нет также указания на сословный характер биржевых собраний и в уставах других российских бирж. Это обстоятельство указывает на их демократическую организацию. В целом обобщенную модель отечественной биржи дореволюционного периода можно представить следующим образом. Вся биржевая публика («биржевое общество»), в состав которой могли входить иностранцы и женщины[vi], состояла из трех категорий посетителей:

  1. случайных (включала в себя в основном гостей и экскурсантов);
  2. временных (состояла из лиц, заключавших нерегулярные или разовые сделки купли-продажи);
  3. постоянных.

Категория постоянных членов биржи подразделялась на две группы лиц – служащих биржи и клиентов биржи.

Все категории посетителей биржи должны были иметь особые входные билеты (или заменявшие их документы), выдаваемые администрацией биржи; но в то время как одни из посетителей за право входа на биржу ничего не платили, другие это право оплачивали особыми сборами в пользу биржи.

Случайные посетители, как правило, не принимали участия в торгах, но это не означает, что они были лишены этого права. Ю.Филиппов, анализируя эту проблему, замечает: «Существует мнение, будто случайные посетители биржи не имеют права на активное участие в ее деятельности. Но это неверно: и случайные, и временные, и постоянные посетители имели, при соблюдении требований положения о государственном промысловом налоге, одинаковое право на участие в биржевом обороте, ибо ни закон, ни уставы нигде не упоминают о каких-либо преимуществах в этом отношении той или другой категории посетителей».[vii]

Нельзя, однако, не отметить, что все-таки на российских биржах присутствовали определенные категории лиц, которые к торгам не допускались. Первоначально такие группы определялись в неформальном порядке, но впоследствии в уставы бирж были внесены соответствующие поправки. Обобщая их, можно определить следующий круг лиц, не допускавшихся к биржевой торговле:

  • лица, подвергшиеся суду за преступные деяния, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния, либо исключение из службы, а равно за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имущества, укрывательство похищенного, покупку и принятие в заклад заведомо краденого или полученного посредством обмана имущества или ростовщичество, когда они судебным приговором не оправданы;
  • лица, находящиеся под следствием или судом по обвинению в вышеперечисленных деяниях;
  • лица, подвергшиеся несостоятельности (банкротству) впредь до определения свойств ее, а из лиц, дела которых по несостоятельности окончены, все несостоятельные, кроме признанных несчастными (то есть обанкротившихся в силу обстоятельств, а не злого умысла);
  • недееспособные лица, дела которых ведут опекуны.

Очевидно, что вышеперечисленных лиц к проведению операций на бирже допускать нельзя по причине специфики ведения биржевого торга, о которой мы говорили выше. То есть при допуске к торгам всех желающих (открытая модель биржи), администрации биржи следует принимать во внимание, во-первых, моральный облик допущенных к биржевым операциям (их честность и авторитет в среде коммерсантов), и, во-вторых, их платежеспособность. Естественно, что те лица, коммерческая добросовестность или платежеспособность которых поставлена под сомнение, уже не могут пользоваться полным доверием других участников биржевого рынка и их допуск к торгам нецелесообразен. В равной степени это относится и к тем лицам, которые не могут в полном объеме отвечать за свои действия или распоряжаться своим имуществом.

Отмеченные критерии налагают свой отпечаток и на подбор персонала биржи и контингента торгующих. Для того, чтобы стать членом биржевого общества, претендентам необходимо было удовлетворять следующим условиям:

  • в качестве постоянного посетителя биржи уплачивать установленный ежегодный взнос в пользу биржи;
  • принадлежать к кругу промысловых деятелей, то есть к контингенту представителей акционерных обществ, товариществ на паях и торговых домов;
  • быть принятым в члены биржевого общества в порядке, предусмотренным уставом биржи.

Для решения вопросов, связанных с деятельностью биржи, члены биржевого общества собирались на общие собрания. Собрания назначались как очередные – один или два раза в год, либо чрезвычайные, созываемые по мере надобности. Общее собрание имело следующие функции и полномочия:

  • выносить решения и постановления по всем вопросам, касающимся организации и порядка проведения биржевых собраний, удобства осуществления и облегчения биржевых сделок;
  • производить выборы на должности, замещение которых входит в компетенцию биржевого общества;
  • разрешать окончательно вопросы о принятии в члены биржевого общества и об исключении из состава его;
  • распоряжаться по своему усмотрению суммами, принадлежащими бирже; приобретать разного рода движимое и недвижимое имущество, равно как продавать и закладывать его;
  • выступать с ходатайствами перед государственными органами по разрешению вопросов, касающихся нужд торговли, промышленности, сельского хозяйства и судоходства;
  • утверждать сметы доходов и расходов на предстоящий год, а также отчеты о деятельности биржи за истекший год.

Биржевое общество избирало из своего состава наиболее авторитетных лиц, представлявших его интересы, в количестве до 150 человек – «выборных», которые делегировали до 7 человек в администрацию биржи – биржевой комитет. В уставе Московской биржи было записано, что «для заведывания общественными делами биржевое общество избирает из своей среды «выборных» в числе по собственному усмотрению от 100 до 150 человек, которые, в свою очередь, назначают членов биржевого комитета числом от 3-7 и более с разрешения г. министра финансов».[viii]

Устав Санкт-Петербургской биржи в этом плане несколько противоречив: с одной стороны, он провозглашает принцип полного равноправия всех посетителей биржи в деле ее самоуправления (согласно п.3 дополнительных правил, изданных в 1875 году); с другой – согласно п.8 тех же правил постановляет, что в гласные могут быть избраны лишь купцы 1-ой гильдии числом до 150.[ix] Однако далее устанавливается обычная процедура: из своей среды гласные избирают биржевой комитет, состоящий из председателя, трех членов, избираемых на три года и гоф-маклера, назначаемого из числа присяжных маклеров г. министром финансов. Кроме того, для заведывания канцелярией, бухгалтерией и для исполнения разных поручений избираются три маклера.

Члены биржевого комитета назывались «биржевыми старшинами»; в обязанности биржевого комитета входили следующие функции:

  • наблюдение за порядком при проведении биржевых собраний;
  • доставление возможного удобства и облегчения заключения биржевых сделок;
  • разрешение споров, возникающих в процессе заключения сделок (если стороны обращались к биржевому комитету как третейскому судье);
  • заведывание хозяйственной частью биржи;
  • недопущение незаконного маклерства;
  • проведение проверки профессиональных знаний у присяжных маклеров.

Кроме того, в обязанности биржевого комитета входила такая специфическая функция, как осуществление общего наблюдения за правильным производством в городе торговли. Эта функция биржевого комитета включалась в уставы бирж не случайно; она отражала особую роль российских бирж, которая была несвойственна биржам западным. Специфика заключалась в том, что российское купечество не имело торговых палат как органа защиты своих интересов, вследствие чего эту функцию стали брать на себя биржи. Таким образом, русские биржи в силу исторических условий представляли из себя не только организованные рынки, но и являлись выразителями интересов представителей торговли и промышленности. Известны даже случаи учреждения бирж специально с этой целью. Так, на Харьковской бирже купечество почти не собиралось, поэтому говорить о ее роли как организованного рынка не приходится. Назначение биржи раскрывается в заявлении ее председателя: «Ее [биржи] цели и задачи – быть блюстителем торговли и промышленности целого края и объединять разрозненное купечество».[x]

Биржевики в Российском государстве пользовались немалым весом в деловых кругах и тесно взаимодействовали с правительством. Так, в компетенцию Всероссийской Биржевой организации входили вопросы железнодорожного и водного транспорта, хлебной торговли, таможенных пошлин и налогов. Биржевики принимали участие во всех важнейших правительственных совещаниях и комиссиях по вопросам экономической жизни страны, имели постоянные представительства в ряде учреждений, в том числе и в комиссии по хлебной торговле.

Значительный интерес представляет деятельность российских бирж в области регулирования экономики в период первой мировой войны. Советом Съездов представителей биржевой торговли на биржи была возложена задача «наблюдения за общим положением местной торгово-промышленной жизни и сообщения Совету предложений о мерах, принятие коих могло бы несколько ослабить тяжелые для торговли и промышленности последствия войны».[xi] В тех случаях, когда предложенные биржевыми комитетами мероприятия не нарушали общего плана мер, принимавшихся правительством, Совет возбуждал энергичные ходатайства об осуществлении этих мероприятий или направлял полученные проекты со своими заключениями в соответствующие инстанции.

Взаимодействие биржи и государственных органов в России всегда было значительным, что выражалось в том числе и в государственном регулировании биржевой деятельности. В частности, правительством регламентировался вопрос учреждения бирж: образование товарных бирж относилось к ведению городских общественных управлений, а фондовых отделов – к компетенции министерства финансов.

Повышенное внимание государства к отечественным биржам особенно ярко проявлялось в регламентации деятельности фондовых отделов бирж. В 1900 г. биржевая торговля ценными бумагами на центральной площадке страны отделяется от общей биржевой торговли. Высочайшее повеление, утверждавшее Положение Комитета министров от 27 июня 1900 г., предоставило министру финансов «образовать для торговли ценными бумагами и валютой на Санкт-Петербургской бирже, когда сие признает необходимым, Фондовый Отдел на означенной бирже».[xii] Представители министерства финансов входили теперь с правом голоса в котировальную комиссию и в Совет Отдела для обсуждения вопросов о допущении бумаг к котировке в фондовом отделе; кроме того, для производства на бирже сделок с фондами и валютой «за счет Государственного Банка и Государственного Казначейства Министерства Финансов [на биржу] командируются чины сего Министерства».[xiii]

Членами Отдела могли быть представители частных кредитных учреждений и банкирских домов. Раздел II Положения об образовании Фондового Отдела на Санкт-Петербургской бирже разъяснял, что «в действительные члены Отдела избираются Советом Отдела, закрытою баллотировкою по рекомендации двух действительных членов Отдела:

а) представители частных кредитных установлений и банкирских заведений;

б) лица, выбравшие промысловые свидетельства первого разряда на производство банкирских операций».[xiv]

Раздел IV Положения «О гостях» разъяснял, что гости не пользовались правом заключения сделок в Фондовом Отделе. Кроме того, вводилось и еще одно новшество: Правила для Фондового Отдела в п.57 устанавливали, что «лица женского пола в биржевые собрания не допускаются».

Выступая на первом заседании Совета, министр финансов С.Ю.Витте подчеркнул важность правительственного контроля и определил задачи Положения 1900 г. как «устранение недостатков и пробелов в биржевой деятельности при помощи правильной организации, основанной на необходимой во всякой организации дисциплине, которою будет предупреждено искусственное создание цен».

Государственное регулирование распространялось также и на другие сферы деятельности биржи, в частности, на регламентацию биржевых сделок и на функционирование института биржевых маклеров и биржевых артелей.


[i] Цит. по: Дмитриев А. Биржа, биржевые посредники и биржевые операции. – С.6.

[ii] Немиров Г.А. Освящение и открытие нынешнего биржевого здания (15 июля) и учреждение Биржевого Комитета (6 ноября) 1816 года. – СПб.: Тип. М.М.Стасюлевича, 1891. – С.1.

[iii] Прив. по: Мониготти В.И. Современная биржа. – С.35.

[iv] Невзоров А. Русские биржи. – Юрьев, 1897. – С.52.

[v] Мониготти В.И. Современная биржа. – С.42.

[vi] Далеко не все европейские биржи допускали к торгам женщин, так как считалось, что они не вполне дееспособны. Так, например, ст.71 французского коммерческого кодекса гласила, что доступ на биржу разрешен «всем французским подданным и иностранцам, кроме несостоятельных должников и вообще лиц, опороченных по суду, и женщин».

[vii] Филиппов Ю.Д. Биржа… — С.172.

[viii] Цит. по: Мониготти В.И. Современная биржа. – С.43.

[ix] В России привилегированное гильдейское купечество делилось с 1775 г. по размерам капитала на три гильдии. До издания Положения о государственном промысловом налоге (8 июня 1898 г.) гильдейские свидетельства давали лицам обоего пола, их выбиравшим, права на торговлю и одновременно купеческие права. Впоследствии закон разделил эти преференции.

[x] Журнал заседаний по пересмотру закона о биржах. – 1897. – С.18.

[xi] Прив. по: Отчеты съездов представителей биржевой торговли за период 1914-1916 гг. – С.15.

[xii] Цит. по: Васильев А.А. Биржевая спекуляция. Теория и практика. – С.90.

[xiii] Ibid. – С.90.

[xiv] Высочайше утвержденное Положение Комитета Министров. Раздел II., ст.1.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.