Вспомогательные подразделения биржи периода нэпа

Период нэпа

Период нэпа

Важнейшим вспомогательным подразделением советской товарной биржи являлась котировальная комиссия. Вообще говоря, отнесение котировальной комиссии к вспомогательным службам биржи неправомерно, так как публичная котировка цен, которую официально оформляет котировальная комиссия, одна из основополагающих функций биржи. Однако в теории и практике биржевого дела периода нэпа котировальной комиссии отводилась роль именно вспомогательного звена, и, следует отметить, небезосновательно.

Формально задачи котировальных комиссий на советских товарных биржах не отличались от задач аналогичных комиссий на западных биржах: это «установление цен на всякого рода биржевые товары – биржевая котировка – и составление котировального бюллетеня, публикуемого во всеобщее сведение».[i]

В соответствии с возложенными советским правительством на биржу задачами «биржевая котировка должна верно отмечать, как барометр, все происходящие на рынке колебания и изменения цен. Только в таком случае становится возможным руководствоваться биржевой котировкой, как компасом, для того, чтобы разобраться в настроении рынка и в зависимости от этого настроения сокращать или увеличивать выпуск товаров и закупки их. Это, в свою очередь, может оказывать действительное влияние на цены в смысле их повышения или понижения».[ii]

Котировка на советских биржах проводилась по тем товарам, которые имели широкий оборот на местных рынках по установленной биржевыми комитетами номенклатуре и на основании учета всего имеющегося в распоряжении котировальной комиссии фактического материала о состоянии биржевого и внебиржевого рынка. В рассмотрение принимались данные о биржевых и внебиржевых сделках, о реальном и потенциальном спросе и предложении, об общей конъюнктуре местного рынка, данные о прейскурантных и рыночных ценах и т.д. Считалось, что при таком порядке выведения котировальных цен спекулятивные их изменения невозможны.

Если же котировальная комиссия замечала ненормальный скачок цен в ту или иную сторону, носящий характер спекулятивной игры, то ей предоставлялось право:

  • во-первых, исключать из учета заявления и сделки по ценам, явно отклоняющихся от условий рынка данного дня;
  • во-вторых, котировальная комиссия имела право воздержаться от выведения справочной цены, показывая в то же время в своем бюллетене цены сделок.

В обычном порядке сведения о сделках поступали в котировальную комиссию без указания имени продавца или покупателя. Но по сделкам, исключенным из котировки, председателю котировальной комиссии предоставлялось право знакомиться с содержанием маклерской записки и иными документами для выяснения правильности действий биржевых маклеров и для установления конкретных лиц – контрагентов сделки. Об исключении сделки из котировки сообщалось ее участникам, которым предоставлялось право опротестовать постановление котировальной комиссии в биржевом комитете.

Состав котировальных комиссий формировался из участников биржевого торга и основных представителей местной торговли и промышленности всех форм собственности – государственной, кооперативной и частной. В состав котировальной комиссии, согласно типовому Положению, входили:

  • председатель комиссии и его заместитель, назначаемые биржевым комитетом из своей среды сроком на один год;
  • старший биржевой маклер и его заместитель в заседаниях котировальной комиссии, назначаемых биржевым комитетом из числа биржевых маклеров сроком на один год;
  • выборные члены комиссии, избираемые на один год биржевым комитетом из среды членов или постоянных посетителей биржи, в числе, установленным биржевым комитетом.

Список избранных членов котировальной комиссии предоставлялся биржевому комитету на последующее утверждение общего собрания членов биржи.

Говоря о представительстве в котировальных комиссиях отдельных форм собственности, следует отметить, что преобладали в комиссиях государственные органы (свыше 50 %) и кооперация (свыше 25 %), частные лица были представлены незначительно (около 10 %). По данным на 92 биржи представители частной торговли участвовали в работе котировальных комиссий 70 бирж, то есть на 22 биржах не были представлены вовсе.[iii]

Котировальные комиссии на советских товарных биржах выполняли также и специфические функции по государственному регулированию торгового оборота. Так, Бюро Съездов представителей биржевой торговли в своих инструкционных указаниях по работе котировальных комиссий особым пунктом выделило следующие направления их деятельности:

а) периодически устраивать совместные заседания котировальных комиссий с представителями всех значительных промышленных и торговых предприятий и регистрирующих органов для пересмотра номенклатуры котировки, совместной оценки рыночной конъюнктуры и видов на ее изменение;

б) при ажиотаже с определенными группами товаров созывать такие совещания специально для освещения причин создавшегося положения для докладов Биржевому Комитету о мерах, которые необходимо принять в целях регулирования рынка;

в) не оставлять без тщательного обсуждения всякое заявление торгующих на допущенные в котировке неправильности и доводить до их сведения о результатах и принятых мерах;

г) вводить с утверждения Биржевого Комитета новых членов из числа представителей учреждений, приобретающих влияние на рынке.

Таким образом, котировальная комиссия являлась на советских товарных биржах не простым регистратором цен сделок или вычислителем средней биржевой цены, но, кроме того, и органом, который регулировал цены, биржевой оборот и торговлю.

Заседания котировальных комиссий происходили в дни биржевых собраний и по окончании их. Для признания действительности заседаний котировальных комиссий необходимо было наличие не менее половины всех членов, при обязательном присутствии председателя комиссии и старшего биржевого маклера или их заместителей. На заседаниях котировальных комиссий имели право присутствовать с правом совещательного голоса отдельные сотрудники биржи по списку, утвержденному биржевым комитетом, а также по приглашению котировальной комиссии биржевые маклеры, члены биржи, их уполномоченные и посторонние лица. Кроме того, на заседаниях котировальных комиссий имели право присутствовать (без права голоса) представители Комвнуторга по специальному делегированию.

Завершая рассмотрение работы котировальных комиссий на товарных биржах следует отметить, что комиссии страдали теми же пороками, что и вся советская биржа в целом – заорганизованностью, текучестью кадров, уравниловкой и формализмом. К этому набору следует добавить появившуюся во второй половине 1924 г. новую проблему – фиксированные (прейскурантные) цены, котировать которые было нелепо. Все отмеченные трудности нашли свое отражение в работе Новониколаевской биржи; в частности, источник сообщает: «Правильно построенная котировальная комиссия работала с 5 ноября 1923 года в составе 11 человек, но, по текучести состава, постепенно таяла. Малочисленность комиссии лишала возможности точно отражать рынок, и она поневоле замкнулась в рассмотрение сделок и отметку цен по ним в котировальных бюллетенях. В этой работе также наступили затруднения в связи с наличием с августа 1924 г. двух цен – лимитированных и стихийно-рыночных. Биржевой Комитет предложил Комиссии, руководствуясь директивами Съезда Советов, отражать объективный рынок, а не лимитированный, при наличии же на рынке признаков спекулятивных настроений по тем или иным товарам, а также резкого расхождения рыночных цен с лимитами, – предпринимать меры, вплоть до снятия товара с котировки (с соблюдением соответствующих правил и сообщением об этом сторонам и органам внуторга)».[iv]

Другим вспомогательным подразделением советской товарной биржи было регистрационное бюро. В задачу регистрационного бюро входила «регистрация внебиржевых сделок и рассмотрение их с точки зрения соответствия условиям рынка и экономической целесообразности».[v] В частности, бюро рассматривало и те биржевые и внебиржевые сделки, которые были сняты с котировки и направлены в регистрационное бюро биржевым комитетом или котировальной комиссией вследствие их незаконности или резкого отклонения от рыночных цен. Информация по сделкам поступала на рассмотрение регистрационного бюро непосредственно из секретариата бюро, из котировальной комиссии и районных уполномоченных биржи.

Состав регистрационного бюро формировался на основе Постановления СТО от 1 сентября 1922 г. и включал в себя председателя и двух членов, избираемых биржевым комитетом на один год из состава членов биржевого комитета. Одновременно с избранием членов бюро, биржевой комитет избирал кандидатов в члены бюро, которые заменяли выбывших по каким-либо причинам членов бюро. При бюро состояли секретарь и регистраторы, назначаемые биржевым комитетом (обязанности секретаря мог исполнять за дополнительное вознаграждение один из членов бюро). Число регистраторов определялось биржевым комитетом в зависимости от количества подлежащих регистрации сделок.

В составе советских товарных бирж действовали также арбитражные комиссии, которые учреждались на основании ст.10 Постановления СТО от 23 августа 1922 г. с правами третейского суда. В задачи арбитражной комиссии входило разрешение споров, возникающим по биржевым и торговым сделкам между заинтересованными учреждениями, предприятиями и лицами. К ведению арбитражных комиссий относились споры по заключению и исполнению сделок, о качестве и сорте товаров, о соответствии их условиям договора, о своевременности приема и сдачи товаров, о платежах и расчетах по сделкам и тому подобные вопросы.

Число членов арбитражной комиссии определялось на каждый год общим собранием членов биржи и обычно не превышало 12 человек; председатель комиссии и два его заместителя избирались биржевым комитетом из своей среды.

Арбитражная комиссия могла принимать к рассмотрению дела:

  • по спорам, возникающим из сделок, зарегистрированных на бирже;
  • по спорам членов биржи между собой или с лицами, не состоящими таковыми, возникших из сделок, хотя и не зарегистрированных на бирже, но при условиях последующей их регистрации;
  • по спорам, возникших из торговых сделок между сторонами, имеющих право быть членами биржи или ее постоянными посетителями и условившимися о рассмотрении возможных споров в арбитражной комиссии.

Получили развитие на советских товарных биржах и службы сервисного характера: экспертные, консультационные и справочно-информационные бюро, бюро по тарифам и транспорту, аукционные залы, товарные музеи и деловые клубы. Причем численность таких подразделений последовательно увеличивалась (см. табл. 3.9).

Таблица 3.9.

Динамика возникновения вспомогательных подразделений советской товарной биржи

Название институтов

1921-1922 гг.

1922-1923 гг.

1923-1924 гг.

1924- 1925 гг.

Всего

Экспертное бюро

Справочно-информационное бюро

Тарифно-транспортное бюро

Налогово-юридическое бюро

Аналитическая камера

Аукционный зал

Товарный музей

1

1

2

10

1

8

10

4

17

6

11

2

1

5

16

5

15

23

2

3

44

6

29

45

4

7

8

Итого

4

33

42

70

150

Источник: Советская товарная биржа к 1926 году. – С.177.

В компетенцию консультационных бюро входили такие функции, как оказание юридической помощи членам и посетителям биржи по вопросам общего, торгового и налогового законодательства, а также обслуживание правовых интересов биржевого комитета с его отделами и вспомогательными службами.

Консультационное бюро находилось, как правило, в ведении президиума биржевого комитета, а непосредственное заведывание им возлагалось на юрисконсульта биржи. В состав консультационного бюро входили консультанты, приглашаемые президиумом биржевого комитета для участия в совещаниях, которые по мере надобности созывались заведующим консультационным бюро для коллективной проработки наиболее сложных вопросов. В отдельных случаях заведующему предоставлялось право созывать совещания юрисконсультов хозяйственных учреждений, состоявших членами биржи.

Обычно биржевой комитет возлагал на консультационное бюро следующие обязанности:

  • производство бесплатных консультаций и выдача заключений членам биржи и постоянным ее посетителям по вопросам общеюридического характера и в особенности налогового права. Разовым посетителям биржи указанные консультации давались за установленную биржевым комитетом плату;
  • выдача заключений и консультаций по вопросам общеюридического характера и в особенности пошлинно-налогового права, возникающих у маклериата и других отделов биржи;
  • выдача заключений по договорам и сделкам и по вопросам, связанным с применение и толкованием законов;
  • участие в выработке инструкций, форм обязательств и других документов;
  • составление по поручению президиума биржевого комитета докладов по вопросам биржевого права и налогообложения;
  • ведение судебных и административных дел по поручению биржевого комитета и тарифно-транспортного бюро биржи;
  • сбор и систематизация законодательных актов, а также административных распоряжений, особенно в части урегулирования торговли и организации управляющих ею органов.

С целью обслуживания нужд государственных, кооперативных и общественных учреждений, торгово-промышленных предприятий, акционерных обществ и частных лиц на транспорте, при товарных биржах создавались тарифно-транспортные бюро, которые обслуживались приглашенными лицами – специалистами по вопросам тарифов, транспорта и железнодорожного права.

Тарифно-транспортные бюро, на основании выработанных биржевым комитетом инструкций, проверяло накладные и иные сопроводительные железнодорожные документы, составляло претензии по убыткам, причиненных железными дорогами: за просрочку, недостачу, порчу и утрату грузов и предъявляло претензии в соответствующие учреждения претензионным или судебным порядком.

Государственным или кооперативным учреждениям и всем членам биржи тарифно-транспортное бюро давало бесплатно всевозможные справки и советы по всем вопросам железнодорожных тарифов и транспорта.

Часто клиенты биржи нуждались в проверке качества и сорта товаров, являющихся предметом совершаемых ими сделок. Для удовлетворения этой потребности при товарных биржах организовывались особые экспертные бюро, работа которых проводилась под общим наблюдением президиума биржевого комитета.

Экспертное бюро давало заключения о качестве и сорте товаров, являющихся объектом сделок; к экспертной работе специалисты бюро приступали по письменному заявлению как обеих заинтересованных сторон совместно, так и одной из них. При этом стороны предоставляли в экспертное бюро образцы товаров, подлежащих экспертизе.

На некоторых советских товарных биржах действовали аукционные камеры, – то есть организовывалась продажа товаров с аукционных торгов. Биржевой комитет устанавливал категории товаров, которые могли быть предметом аукционного торга и определял их минимальное количество, в котором они могли быть представлены на аукционе. Для организации аукционных торгов биржевой комитет приглашал на работу сотрудников-аукционистов.

Аукционный торг проводился публично в помещении биржи в объявленные дни и часы. Товары распределялись по группам и предлагались к аукционному торгу с точным указанием их наименования, сорта, количества, веса и цены. В качестве покупателей могли выступать все желающие лица, как физические, так и юридические.

Что же касается исследовательской и экономической работы бирж по изучению рыночной конъюнктуры, то здесь следует привести следующие данные, которые дают представление о том, как была поставлена экономико-статистическая работа к началу 1924-1925 операционного года.[vi] В официальных материалах отмечалось: «Мы имели 32 биржи, на коих вся статистико-экономическая работа выражается только в статистических отчетах; 40 бирж, на которых кроме статистических отчетов велись также и другие работы; 45 бирж, на которых велись работы по определению торговых рыночных конъюнктур; 28 бирж, на коих имелись или организовывались самостоятельные отделы; 18 бирж, на коих статистико-экономическую работу выполняли один-два статистика; 37 бирж, на коих статистико-экономическую работу выполняли секретари биржевых комитетов».[vii] Однако этот же источник все же откровенно признает: «Строго говоря, никакой экономической работы, за исключением 3-4 наиболее крупных бирж, не велось нигде».[viii]

Иногда при товарных биржах организовывался деловой клуб, задачей которого было «содействие общению членов и постоянных посетителей биржи, представителей государственных хозяйственных учреждений, кооперативных организаций, политических и профессиональных работников (курсив наш – В.Г.)».[ix] С этой целью деловой клуб устраивал периодические собрания, на которых заслушивались доклады и устраивались диспуты.

Членами делового клуба могли быть:

  • юридические лица – государственные и кооперативные организации;
  • члены и постоянные посетители биржи;
  • ответственные политработники и профработники и отдельные лица, занятые общехозяйственной деятельностью.

Прием в члены делового клуба проводился его правлением.

Налоги и сборы на советских товарных биржах по биржевым и внебиржевым сделкам были довольно умеренные. Конкретная их величина (на примере ВТБ) составляла 0,1% местного налога, 0,25% биржевого сбора и 0,1% гербового сбора.

 

*      *      *

Завершая анализ этапа функционирования советской биржи периода нэпа, отметим в сконцентрированной форме его специфические особенности.

Во-первых, институт биржи был использован коммунистическим руководством страны в критический для экономики период. Единовременный отказ от частной собственности на средства производства, от предпринимательства как элемента капиталистической наживы и фактора эксплуатации человека человеком, привел хозяйственную систему к катастрофическому состоянию. Преодолеть голод, нищету и распад экономики можно было на тот момент лишь путем возврата к рыночным отношениям, основанным на принципах личного интереса. И хотя это было несомненным шагом назад для коммунистической партии, Ленин пошел на него, провозгласив в 1921 г. новую экономическую политику (нэп). Биржа при этом была использована как элемент восстановления старых и формирования новых хозяйственных связей.

Во-вторых, в социалистической по сути экономике, правительство пыталось использовать особую модель безспекулятивной биржи, играющей роль хозяйственного барометра, указывающего равновесные цены для планового производства. Идея эта, как выяснилось в ближайшие 3-4 года, оказалась несостоятельной, что проявилось в постепенной стагнации биржевой торговли в Советской России.

В-третьих, несмотря на краткость своего существования, биржи периода нэпа в полной мере выполнили возложенные на них задачи по реанимации сферы производства и обращения. Выступив центрами налаживания кооперационных связей, биржи в немалой степени способствовали развитию оптовой и розничной торговли, снабжению и сбыту промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

В-четвертых, после восстановления разрушенного хозяйства и формирования кооперационных связей, биржи стали чуждым социалистической экономике рыночным институтом, который к 1930 г. задохнулся в объятиях планово-монополизированной экономики.


[i] Биржевой справочник. – С.58.

[ii] Ibid. – С.58-59.

[iii] Советская товарная биржа к 1926 году. – С.150.

[iv] Товарные биржи Сибири в 1924/25 г. – С.32.

[v] Биржевой справочник. – С.66.

[vi] Операционный год в период нэпа начинался с 1 сентября.

[vii] Цит. по: Советская товарная биржа к 1926 году. – С.199-201.

[viii] Ibid. – С.196.

[ix] Биржевой справочник. – С.96.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.