Вначале о том, что китайская модернизация-это непрерывный процесс обучения и практики. Карл Маркс указывал, что философы лишь пытаются объяснить мир разными способами, а вопрос состоит в том, чтобы изменить мир. Мао Цзэдун в этом вопросе был ещё более прямолинеен: «Пролетариат нуждается в познании мира для того, чтобы его изменить, кроме этого у него нет целей».
При изучении экономики Китая необходимо изучить историю развития экономики. Только поняв Китай можно его узнать, можно преобразовать Китай, можно его развивать.
Рождение нового Китая стало отправной точкой социалистической модернизации страны. За более чем 60 лет своей истории, развитие КНР шло вокруг основного вопроса: каким образом осуществлять социалистическую модернизацию в условиях традиционного Китая? Познание национальных особенностей позволяет создать правильную, объективную основу для стратегии развития, ставит нужные цели развития, намечает коренные основания курса развития. Коммунистическая партия Китая и китайские учёные в центр внимания ставили вопрос: каким образом отсталое восточное государство с такими национальными особенностями может участвовать в процессе модернизации. Процесс исторического развития китайской экономики — это практика изучения китайским народом своего общества и его преобразования.
Китай — великое социалистическое государство, находящееся на этапе развития. Это самобытное государство, не похожее ни на одну другую страну. С момента образования Нового Китая, три поколения руководителей КНР — Мао Цзэдун, Дэн Сяопин, Цзян Цзэминь и генеральный секретарь ЦК КПК Ху Цзиньтао вставали у руля страны, все они на практике изучали особенности Китая, обобщали полученные знания. Правильное понимание национальной специфики своей страны всегда волновало руководителей КПК в течении более чем шестидесяти лет. За это время знания руководства страны и партии о специфике Китая значительно расширились, углубились, стали более разнообразными, наполнились богатым практическим опытом.
Неудачи Мао Цзэдуна стали основой успехов Дэн Сяопина
Неудачи являются основой успехов, ошибки направляют по верному пути. Так Мао Цзэдун объяснял, что если у неудач нет никакой пользы, почему они являются основой успехов. Совершив слишком много ошибок, непременно нужно развернуться. «Всё, что достигает своего предела, неизбежно обращается вспять», когда набирается целый ворох ошибок, может появиться свет в конце тоннеля. В этом смысле, неудача по отношению к успеху является исторической ценностью, ошибка по отношению к правде также является исторической ценностью. Из этого также можно продолжить, что независимо от успехов и неудач, правильных решений и ошибок Мао Цзэдуна, всё это является историческим богатством для потомков.
Мао Цзэдун был великим политиком и великим политическим предсказателем. Во время 8 съезда партии в сентябре 1956 года Мао Цзэдун удивительно точно предсказал перспективы Китая: «В отношении перспектив Китая — прежде всего достичь социализма. А чтобы превратиться в богатую и могущественную страну, Китаю нужно 50-100 лет. Какое превращение произойдёт в будущем, нужно смотреть по развитию. Китай может совершить ошибки, разложиться, с нынешнего, довольно хорошего этапа и скатиться к плохому этапу, затем снова с плохого этапа развиться до хорошего этапа. Конечно, даже худший период не может быть таким, как тьма эпохи Чан Кайши. Это является диалектическим, а именно положительное, отрицательное, отрицание отрицания — таким извилистым путём происходит развитие».
Хотя в то время Мао Цзэдун не объяснил, какой отрезок является «довольно хорошим», какой «плохим» и не описал подробнее, как один сменяет другого, однако он полностью верил в логику развития исторической диалектики. Дальнейшее развитие в действительности подтвердило, что политические предсказания Мао Цзэдуна проникали в будущее — развитие модернизации Китая очевидно, однако путь к нему извилист. Как раз после 1957 года Китай вошёл в так называемый «плохой отрезок», произошло первое отрицание, а именно — ошибки поздних лет Мао Цзэдуна стали отрицанием его правильного начального периода, который наступил после основания КНР. Как раз после 1978 года Китай снова вошёл в так называемый «хороший отрезок», произошло второе отрицание, а именно Дэн Сяопин через восстановление реалистичного пути Мао Цзэдуна отверг его ошибки поздних лет. Это показывает, что успехи и неудачи не являются незыблемыми, они могут переходить из одного в другое. Успехи начальных 7 лет после основания КНР могли привести к неудачам 1957-1976 годов, а в свою очередь неудачи 1957-1976 годов могли привести к успехам после 1978 года.
Великая Культурная революция стала прямым двигателем реформ, начатых Дэн Сяопином, а также стала основной причиной того, что после 1978 года Китай смог сохранить политическую и социальную стабильность. Совершенно не случайно то, что реформы в Китае начались после Великой культурной революции. Последующее является причиной предшествующего, а также непременным результатом его развития. Оно руководствуется логикой «всё, что достигает своего предела, неизбежно обращается вспять», урок становится богатством, плохое становится хорошим. Это и является основной заслугой Великой Культурной революции. Дэн Сяопин объяснил, что мы в основе отвергаем Великую Культурную революцию, однако нужно сказат, что и у неё есть заслуга — она предоставила опровергающий урок. Аспект величия Дэн Сяопина состоит именно в том, чтобы превратить «плохое» в «хорошее», тяжёлый политический и экономический кризис Китая превратить в политику реформ и открытости Китая, а также дать значительный толчок к экономическому развитию.
Мао Цзэдун был великим теоретиком, его теория была не только новаторской, дальновидной, но и связала всё воедино, она постоянно развивалась и сублимировала. Социализм — это совершенно новое, до конца не понимаемое и до конца не знакомое людям состояние общества, поэтому Мао Цзэдун был вынужден проводить исследование по многим новым аспектам. Эти аспекты для него и всей партии были самыми новыми, никогда не затрачивавшимися, чрезвычайно сложными и трудными. Ещё в 1949 году на 2 пленуме 7 съезда партии Мао Цзэдун это осознал, он предостерёг всю партию о том, что мы столкнулись с новой учебной задачей, нужно оставить многие знакомые вещи (например, деревенская революция), встретиться со многими незнакомыми вещами (например, городская работа). Он предложил, что нужно с деревенской работы, которой владели хорошо, переходить к городской работе, которой хорошо не владели. В дальнейшем многие его мысли были скачкообразными, он обладал поразительными разрывами и противоречиями.
Мао Цзэдун последовательно старался использовать марксизм (или марксизм-ленинизм) для реальности экономики отсталого сельскохозяйственного общества, а также увязать его с культурным наследием истории Китая. На самом деле теория марксизма (или марксизма-ленинизма) возникла в западных индустриальных странах, главным образом отвечала на вызовы, с которыми сталкивалось капиталистическое общество. Эта теория не могла дать решения различных собственных вопросов развития Китаю, который резко отличатся от западных индустриальных стран, имел большое население, долгую историю, отсталую экономику, развивался неравномерно. Она также не могла предоставить базовую теорию развития, основной каркас строительства системы и конкретный практический опыт. Марксизм обсуждает условия западного мира и западной культуры, проблемы и противоречия раннего капиталистического общества. Он является лишь одним из теоретических предположений о социалистическом обществе. На самом деле Ленин также ответил на основные вопросы построения социализма только в России, а обстановка в России и в Китае очень сильно отличается.
Путь, определённый на 8 съезде партии под председательством Мао Цзэдуна, является правильным, а также соответствующим обстановке модернизации Китая. Однако к большому сожалению, Мао Цзэдун самостоятельно изменил путь, отрёкся от себя самого, таким образом первый золотой период развития модернизации Китая быстро завершился. Вслед за этим развитие модернизации Китая было сильно сломано.
Именно по отношению различным знаниям и влиянию этих вызовов развития были сформированы различные исследования Мао Цзэдуна, а позднее Дэн Сяопина, о том, как построить социалистическое общество в условиях Китая. Для Мао Цзэдуна был характерен идеализм, а также радикальные взгляды и способы, в то время как для Дэн Сяопина был характерен реализм, а также постепенные взгляды и способы. Однако если не было бы неудачных исследований Мао Цзэдуна, то и не было бы успехов Дэн Сяопина. Если не было бы «смуты в поднебесье» во время Великой Культурной революции, то и не было бы позднее «полного порядка в поднебесной». Хотя маршруты этих двоих людей сильно отличались, между ними были чрезвычайно тесные отношения. Когда Дэн Сяопин стал центром второго поколения руководителей, он не только избежал больших ошибок поздних лет Мао Цзэдуна, но и смог своевременно исправить маленькие ошибки. Его личные силы были едины с силами экономики и общества Китая. При помощи политики реформ и открытости Дэн Сяопин посредством мировых сил модернизации ускорил процесс модернизации Китая, открыл второй золотой период в развитии модернизации Китая.
Необходимо особо отметить, что не только ошибки поздних лет Мао Цзэдуна стали основой успеха Дэн Сяопина, ключевым является то, что успехи, правильные взгляды и идеи Мао Цзэдуна также были основой успеха Дэн Сяопина. Дэн Сяопин восстановил идеи Мао Цзэдуна, укрепил их и развил. Он в особенности подчёркивал, что реалистический подход является живым духом идей Мао Цзэдуна.
Таким образом, необходимо постоянно углублять знания обстоятельств Китая, исследовать и неуклонно держаться объективных законов развития общества, исследовать путь социалистической модернизации, подходящий для обстоятельств Китая. Дэн Сяопин лично неоднократно подчёркивал, что он относится к прагматикам, подчёркивал, что практика — это единственный эталон проверки истины. Дэн Сяопин особенно подчёркивал, что: «Было возможно добиться большой победы революции именно из-за того, что руководствовались идеями Мао Цзэдуна. Идеи Мао Цзэдуна — это знамя, которое нельзя потерять. Если не будем придерживаться идей Мао Цзэдуна, то совершим большую историческую ошибку. Подтвердить историческое положение товарища Мао Цзэдуна, придерживаться его идей, развивать их — является самым главным. Не сегодня, но и в дальнейшем нам необходимо водрузить знамя идей Мао Цзэдуна». Именно поэтому идеи реформ и открытости Дэн Сяопина исходят из мудрости идей Мао Цзэдуна, успех политики реформ и открытости является успехом идей Мао Цзэдуна
См.: Ху Аньган. Очерки по истории политики и экономики Китая. – Пекин: «Шанс», «БУКИ-ВЕДИ», 2014. – 848 с. (С.27-28; 828-831).