Заканчивается 2014 год, который стал для России весьма памятным, насыщенным до предела экономическими, политическими и спортивными событиями. Успешное проведение сочинской Олимпиады и Паралимпиады, государственный переворот в Украине и присоединение Крыма, война на Донбассе, санкции и жёсткое противостояние с западными странами – всё это вобрал в себя уходящий 2014-й. И это, не говоря уже о нервотрёпке последних месяцев, связанной с обвалом котировок на нефть, волатильностью и девальвацией рубля. Сегодня мы заканчиваем год с нефтью в 60 долл. за баррель (в начале года она стоила 105 долл.), долларом в 60 руб. и евро в 75 руб. (32,5 руб. и 45 руб. на начало года соответственно).
С сожалением приходится констатировать, что российские власти так в полной мере и не воспользовались общенародной поддержкой для осуществления серьёзных экономических преобразований, не реформировали правовую систему и госаппарат под новые вызовы современности. Конечно, некоторые позитивные изменения были намечены президентом В.Путиным в его послании Федеральному собранию, однако в текущих условиях они явно недостаточны и выглядят паллиативом.
Полагаю, что в наступающем 2015-ом году законодательной и исполнительной власти придётся действовать более решительно, ломая привычные ментальные и экономические схемы. О чём конкретно идёт речь? Во-первых, о выбранной Владимиром Путиным модели государственного капитализма с ориентацией на крупные госмонополии и госкорпорации. Начиная с 2000-х годов, когда цены на углеводороды и прочие сырьевые товары росли, модель государственного капитализма хотя и не идеально, но работала. Провалы 2008-2009 годов можно считать случайной флуктуацией, когда сильно просели показатели ВВП и промышленного производства. Да и цены на нефть, опустившиеся краткосрочно до 40 долл. за баррель, достаточно быстро отскочили до более приемлемых значений.
Однако восстановительный рост 2010-2014 годов озадачил президента и правительство. Хорошее восстановление с более чем 4-процентным ростом ВВП в 2010 году сменилось явным затуханием, которое продолжилось вплоть до третьего квартала 2014 (прирост составил 0,7% ВВП). Не исключено, что в 2015 году экономика России может показать некоторый спад, величина которого будет определяться ростом мировой экономики и динамикой цен на нефть. Падение российского ВВП часть отечественных и зарубежных специалистов прогнозирует на уровне в 3-5%, что представляется мне вероятным при пессимистическом сценарии. Но о моей оценке скажем ниже.
И всё же не только внешние факторы будут определять состояние российской экономики. Остаётся надежда на рациональность российской власти, которая, как ожидается, предпримет ряд кадровых, организационных, правовых и экономических решений. Недавняя шоковая волатильность на финансовых рынках и сумбурные метания Центробанка показывают, что некоторые руководители просто не знают, что нужно делать в стрессовых ситуациях. Как выяснилось, у правительства и президента просто нет никаких стратегических планов по развитию отечественной экономики. Все стратегии, писанные учёными мужами (типа «Стратегии 2020») заняли своё скромное место в архивах или пылятся в кабинетах ответственных лиц.
В последние годы (и даже десятилетия) правительство и президент не привлекают для разработки программных экономических документов учёных Российской Академии наук, которые живут своей параллельной жизнью, отринутые властью. Более того, В.Путин в своём обращении к ФС специально оговорился по поводу создания специального органа, который бы мог прогнозировать будущие мировые тенденции. Вероятно, президент забыл, что подобная структура у нас давно существует и называется она Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН. Зачем нам ещё один аналогичный орган – остаётся загадкой.
Однако вернёмся к обозначившимся экономическим тенденциям. Думается, что под давлением обстоятельств президент и правительство всё же начнут движение в правильном направлении – будет произведён 10-процентный секвестр расходов бюджета, введён в действие план по экстренному сокращению зарплат и бонусов госчиновникам, менеджменту госкорпораций, по уменьшению числа бюджетополучателей. В то же время будет жёстче пресекаться коррупция во всех государственных структурах, уменьшено давление на бизнес в налоговом, силовом и организационно-правом плане. О неэффективных госзакупках и приписках президент уже говорил, так что определённые сигналы были услышаны.
Если вышеперечисленные мероприятия действительно будут выполнены, то хозяйственного спада мы не увидим. А если будут осуществлены такие меры, как развитие конкуренции, снятие излишних административных барьеров, развитие реального сектора производства, — то по этому оптимистическому сценарию можно прогнозировать возврат курса доллар/рубль на отметку в 45-47 рублей, по евро – в диапазон 55-60 рублей. Но это при том, что доллар и евро останутся стабильными валютами, что может оказаться довольно проблематичным.
Поясню свою мысль следующим образом. На конец 2014 года американский фондовый рынок находится в явно перегретом состоянии. Его значение по индексу S & P в 2070 пунктов явно выглядит завышенным. Перекупленность американского рынка ценных бумаг закончится глубокой коррекцией, которая потянет за собой и другие развитые рынки. Скажу более того. Практически нулевая ставка ФРС в новом году должна повышаться, что внесёт дополнительную турбулентность на мировые финансовые площадки. Результатом может стать новый рост безработицы и очередной раунд накачки каналов денежного обращения необеспеченными долларами. Не исключено, что без допинговых подпорок «количественного смягчения» экономика США уже не сможет эффективно функционировать.
Полагаю, что Евросоюз также будет вынужденно проводить накачку дензнаками каналов денежного обращения. В попытке избежать рецессии и дефляционных процессов ЕЦБ станет проводить своё «количественное смягчение», пытаясь повысить внешнеэкономический потенциал стран ЕС. Однако ни дешёвая нефть, не обесценение коллективной валюты не станет катализатором роста для стагнирующей европейской экономики. Скорее, напротив, мы станем свидетелями европейского аналога японской «абэномики», которая до сего времени не привела Страну восходящего солнца к ожидаемому процветанию. Не исключаю того, что в ЕС опять обострятся долговые проблемы, которые остро поставят вопрос о выходе некоторых стран из зоны евро. Что тогда станет с единой евровалютой – одному Богу известно.
Сейчас, когда весь мир научился жить по лекалам свободного капитализма, западный мир во главе с США будут постепенно уступать место новым лидерам. О таком исходе говорят сами же американцы (см., например, доклад Национального разведывательного центра «Глобальные тренды-2030: альтернативные миры»). Если коротко, то выводы, сделанные авторами исследования, таковы – к 2030 году экономика США уступит лидерство Китаю, а хозяйственные системы Европы, Японии и России будут «медленно сокращаться». В то же время страны Юго-Восточной Азии продолжат активное развитие, наращивая экономический и политический вес на международной арене. По мнению исследователей, совокупное влияние азиатских стран станет более весомым, чем мощь США и Европы вместе взятых. При этом под мощью экспертами NIC понимается суммарный объем ВВП, численность трудовых ресурсов, размер инвестиций в инновации и новейшие виды вооружений.
Россия, против которой ныне ведётся новая необъявленная война, свою главную порцию негатива уже получила. Она поняла, что её западные «партнёры», на самом деле недруги и недоброжелатели, что глобальное противостояние остаётся. Российскому руководству, предпринимателям и народу следует больше уделять внимания повышению эффективности экономики, производительности труда, качества производимой продукции, импортозамещению, конкурентоспособности бизнеса и широкого спектра товаров. Совместными усилиями власти, науки и практических работников необходимо отыскать новые технологии и рыночные ниши, за счёт которых Россия вписалась бы в современную конфигурацию международного разделения труда. Мы уже видим наши достижения в сельском хозяйстве и на зерновом рынке. Но успехи следует развивать и по другим перспективным направлениям – биотехнологиям, космосу, авиастроению, вооружениям и многим другим сегментам.
По моему мнению, если В.Путину удастся решить вышеупомянутые задачи так, как он решил задачи проведения Олимпиады и присоединения Крыма, мы можем вновь вернуться к нарастающему экономическому росту от 3% в 2015 году и до 4-6% в последующие годы. И это при цене на нефть в 70-80 долл. за баррель. Эффективности российской власти и экономике добавит ликвидация иллюзий, а также суровая необходимость выживания в условиях навязанных санкций.