В современном медийном пространстве телевизионный бизнес-канал РБК занимает особое место. Причин тому несколько. Это и пионерский выход на российский рынок, где к середине 2000-х годов отсутствовало что-либо подобное, сопоставимое по масштабу и широте охвата зрительской аудитории; это и первоначальный подбор высокопрофессиональной команды и широкая линейка интересных образовательных, познавательных и дискуссионных бизнес-программ.
Это и встречи с выдающимися предпринимателями и инноваторами, рассказы о новых тенденциях на российских и зарубежных рынках, обзоры фондовых и валютных площадок, непрерывная подача актуальной биржевой информации – такого размаха до появления РБК российское телевидение не знало со времен своего основания.
Специальные тематические программы по интернет-трейдингу, рассказы специалистов о техническом и фундаментальном анализе, встречи с активно действующими управляющими различных инвестиционных компаний и представителями брокерских фирм – все это оказывало и продолжает оказывать немалое воздействие на инвестиционную деятельность частных лиц, которые в различных формах осваивают акционерное предпринимательство и рынок ценных бумаг.
Однако в последние два-три года телевизионный канал РБК как-то поблек, стал более однообразен и менее профессионален. Круг программ стал сжиматься подобно шагреневой коже, стали просматриваться хаотические перестановки в кадровом составе (причем выбывающих профессионалов такого уровня как Олег Богданов и Григорий Бегларян не всегда удачно замещают новые сотрудники, пришедшие на бизнес-канал позднее).
По-видимому, за подобными внешними изменениями стоят различные обстоятельства, неизвестные нам, рядовым зрителям канала. Вероятно, РБК не обошли стороной кризисные явления 2008-210 гг., когда спад экономической активности повлек за собой глубокий провал на рекламном рынке. Падение доходов от рекламы вынудило владельцев и менеджмент канала срезать издержки, сокращать количество низкорейтинговых передач, расставаться с рядом ведущих новостных и аналитических программ. Вполне допускаю, что у многих талантливых ведущих сложный характер и чрезмерные запросы. Да и конкуренты не дремлют – бывших ярких сотрудников РБК мы частенько замечаем на других каналах – на «России-1», на НТВ, в «Вестях», на радио «Бизнес-FM» и т.д. Здесь нельзя не отметить роль РБК как «кузницы кадров» для прочих участников рынка теле и радиовещания, а также интернет-проектов.
Определенная смена вещательной парадигмы заметна в последний год-полтора. Ориентация на многочисленную аудиторию частных трейдеров и биржевых спекулянтов оказалась, по всей вероятности, малопродуктивной в плане получения доходов от рекламного рынка, так как данный сегмент мало восприимчив к рекламным обращениям – им нужна актуальная информация, аналитика, точные прогнозы, т.е. то, на чем можно реально заработать. Другими словами, этот сегмент не очень емок и перспективен с точки зрения продажи трейдерам и спекулянтам каких-либо продуктов – разве что торговых роботов и услуг брокеров.
Попытка подтянуть к каналу бизнесменов из сферы реального производства, экономистов и менеджеров всех уровней, натолкнуло руководство канала РБК на мысль об организации циклов передач с участием узнаваемых фигур – таких, как В.Геращенко, С.Алексашенко, М.Хазин. В канун думских и президентских выборов было принято решение о привлечении на бизнес-канал таких журналистов, как С.Шустер и А.Васильев.
На мой взгляд, практически все упомянутые проекты оказались весьма неудачными. Для бывшего главы Центробанка РФ В.Геращенко участие в таких передачах настолько обременительно, что ему требуется надежный помощник (роль которого выполняет А.Левченко), который, в общем, и ведет передачу. Каких-либо квалифицированных ответов от В.Геращенко мы не слышим; все ограничивается личными воспоминаниями и попытками шутить. Видно, что Виктор Владимирович к проведению эфира не готовится, что естественным образом сказывается на качестве программы и имидже РБК.
С сожалением должен констатировать, что явно не блещут и С.Алексашенко и М.Хазин. Но их передачи выглядят довольно выгодно по сравнению с программами С.Шустера и особенно А.Васильева. И если ток-шоу С.Шустера редакторы РБК оперативно сняли с эфира, то «Гражданин Президент» Васильева только начал свою работу. Уже дебютный выпуск программы прошел, мягко говоря, не слишком удачно. Идея с апельсинами и помидорами выглядит явно неуместной, а рассуждения шмыгающего носом ведущего, оперирующего, как торговец на рынке, фруктами и овощами, кажутся зрителю дилетантскими. Полагаю, что от данного цикла передач и кандидат в президенты М.Прохоров и бизнес-канал РБК будут иметь одни убытки.
Что-то разладилось в работе небезразличного мне канала. Какой-то кризис творческого процесса, идеологии и идей стал просматриваться слишком явно. Определенно, в ближайшем будущем надо многое менять – и в первую очередь, отказываться от не оправдавших надежд проектов и лиц, недостаточно подготовленных для того, чтобы вызывать зрительский интерес. Надеюсь, что РБК уже совсем скоро найдет те рыночные ниши, темы и форматы, которые повысят рейтинг канала, а также расширят его аудиторию.